
Ветеран Capcom Ёсики Окамото: Во времена первых консолей Nintendo мы зарабатывали мало — появление PlayStation всё изменило
- Комментарии
- Форум
-
Ubisoft сломала Assassin’s Creed Shadows своим сюжетным DLC Claws of Awaji
8 -
"Бездушный поступок": Внезапное появление Hollow Knight: Silksong ударило по продажам Hell is Us от автора Deus Ex: Mankind Divided
15 -
Открылись предзаказы Mortal Kombat: Legacy Kollection — в России сборник продают за 1440 рублей
10 -
"Давай, научи нас работать": Рэнди Питчфорд резко отреагировал на недовольство игроков технической частью Borderlands 4
83 -
Отец Bayonetta Хидеки Камия объяснил отмену Xbox-эксклюзива Scalebound — с японским издателем было бы больше шансов
4
Несмотря на огромную популярность консоли Famicom (Nintendo Entertainment System), зарабатывать на играх для неё сторонним разработчикам было очень непросто — проблема заключалась в "драконовском" стиле взаимодействия руководства Nintendo с издателями. Об этом рассказал ветеран Capcom и бывший руководитель Game Republic Ёсики Окамото.
Как объяснил Окамото, в 80-х годах выручка с продаж каждой новой игры для Famicom делилась приблизительно поровну между тремя сторонами — магазином, осуществившим продажу (30%), компанией-разработчиком самой игры (40%) и непосредственно Nintendo (30%).
При этом самый стабильный поток денежных средств был именно у Nintendo — после расчета с заводами-партнерами компания гарантированно получала свой процент за каждый заказанный и произведенный для консоли картридж с чужой игрой — вне зависимости от того, сколько этих картриджей в итоге было реализовано в магазинах.
В свою очередь разработчики вроде Capcom постоянно находились на грани кризиса. Сперва им нужно было заказать у Nintendo производство картриджей с новой игрой, заранее оплатить заказ, а затем ждать от полутора до трех месяцев, пока завод отпечатает партию. Далее картриджи направлялись по магазинам, но и тогда издательства не имели моментального доступа к выручке с продаж — магазины лишь обязывались рассчитаться с разработчиками по прошествии 90 дней с момента реализации товара.
Таким образом, между заказом картриджей у Nintendo и выручкой от продаж могло проходить до полугода времени, что делало бизнес очень рискованным. Разработчики вынуждены были брать у банков кредиты, и пока ждали выручку, по ним набегали дополнительные проценты.
Большую проблему также создавали ситуации, когда отпечатанный тираж оставался нераспроданным. Из-за продолжительного срока производства картриджей некоторые компании умышленно заказывали большие партии — на случай, если проект станет хитом продаж. Однако угадать интересы рынка было невозможно, поэтому часто возникали ситуации, когда издатели переплачивали Nintendo за выпуск картриджей, которые никто в итоге не покупал. Nintendo получала свои деньги, а разработчики легко могли уйти в минус.
"Допустим, картридж для Famicom продавался в рознице за 10 тысяч йен. Из них 3 тысячи йен доставались розничному продавцу. 4 - разработчику вроде Capcom. И 3 - Nintendo. Из этих 3 тысяч йен Nintendo около половины шли подрядчикам на производство. Поскольку Nintendo получала оплату авансом за точное количество копий, самостоятельно производила картриджи и доставляла их, всё, что происходило дальше, её уже не волновало. Иными словами, только Nintendo имела гарантированную прибыль.
Для таких компаний, как Capcom, которые были новичками в индустрии и не имели свободных средств, предоплата Nintendo по 3 тысячи йен за каждую копию была серьёзной финансовой нагрузкой. Единственным выходом были банковские кредиты. И если в конечном итоге всё получалось, прибыль была незначительной".
По признанию Окамото, окончательно укрепиться на рынке домашних игровых систем Capcom помог запуск PlayStation. Ключевым фактором тут стало наличие новых CD-дисков в качестве носителей — их производство занимало куда меньше времени, позволяя компаниям своевременно выпускать дополнительные тиражи популярных проектов.
Кроме того, Sony была лояльно настроена к нераспроданным партиям, забирая их с рук издателей и возвращая прежде взятый депозит. Единственными издержками в таком случае были расходы на печать самих дисков, которые по тем временам укладывались в скромные 200 йен за штуку — в разы дешевле, чем у Nintendo.
"Допустим, Capcom платила Sony 1,8 тысячи йен за диск. Из них 200 йен - себестоимость CD, оставшиеся 1,6 тысячи йен - доля Sony. Однако если Capcom возвращала непроданные диски, Sony возвращала нашей компании свои 1,600 иен, удерживая лишь 200 иен за производство. Nintendo этого не делала, из-за чего нераспроданные остатки превращались в серьёзную проблему для сторонних компаний".
Окамото подчеркнул, что приход Sony в игровую индустрию произвёл настоящую революцию — и речь шла не только об удобстве железа PlayStation и возможностях CD-носителей для творчества, а принципиально новых и выгодных правилах работы для издателей. Этим объясняется резкий переход многих компаний на PlayStation в середине девяностых.
Читайте также: Двойной ужас: Silent Hill f будет очень страшным хоррором.
Подписывайтесь на наш Telegram канал, там мы публикуем то, что не попадает в новостную ленту, и следите за нами в сети:
Telegram канал Google Новости Яндекс Новости Яндекс Дзен- 16.09.2025 Открылись предзаказы Mortal Kombat: Legacy Kollection — в России сборник продают за 1440 рублей
- 16.09.2025 "Бездушный поступок": Внезапное появление Hollow Knight: Silksong ударило по продажам Hell is Us от автора Deus Ex: Mankind Divided
- 16.09.2025 Sega вспомнила свою молодость и консольную войну с Nintendo в рекламном ролике Sonic Racing: CrossWorlds
- 16.09.2025 Отец Bayonetta Хидеки Камия объяснил отмену Xbox-эксклюзива Scalebound — с японским издателем было бы больше шансов
- 16.09.2025 Официально: Dispatch от создателей Tales from the Borderlands выходит в октябре
- 16.09.2025 Ubisoft сломала Assassin’s Creed Shadows своим сюжетным DLC Claws of Awaji
Да, когда-то Сони была малышкой, не то что сейчас
— Так вот ты какой, цветочек, каменный... — сказал Данила-мастер, сидя под кустом. — Как же теперь жить-то?
Хорошая соня, добрая
Ну учитывая технологическую отсталость кукаренды особо ничего не поменялось, просто юристы более накаченные стали
А нинка всегда была той ещё...
Чем сейчас занимается Окамото? После развала gamerepublic (genji 1-2, folklore) ничего о нем не слышно
Жадная нинтендо была с самого основания.
fix
Ёсики, где мой второй Фольклор?
На PSP они тоже отжигали. Brave Story: New Traveller - до сих пор самые тёплые воспоминания. Исекаи, ещё до того, как это стало мейнстримом кста.
Очередное доказательство, что Сони передовая компания.
Дык, он вроде не открыл тайну. Нинка возродила рынок после слива Атари была по сути монополистом, который диктовал условия, был цензором и выдавал разрешение на картрики.
Хотя его лукавство в том, что во времена между "плохой" Нинкой и приходом "святой" Сони была еще Сега и ее консоли. Про нее он умолчал...
У меня первая была Супер Нин, Сони тогда еще не было, но игр к Нин уже было много.
Даже DOOM в картридж засунули с сохранением - самая взрослая игра на тот момент.
Сони позже появилась через 4 года, и Нин просела, т.к. игры Сони были более к взрослой аудитории, а не к 7-ми летним.
Прочитал всю новость, было интересно по конкретным цифрам, спасибо.
Первая сонька во всех смыслах была революционной
Так он про Японию говорит. В Японии никаких крахов не было. В Европе тоже кста.
Возрождался только консольный рынок америкосов. А если учесть, что внимание аудитории тогда переключилось на домашние компьютера, то тут вклад в спасение рынка вызывает только дополнительные вопросы, вплоть до: "А был ли мальчик?"
А что там было? Клоны понга или американская Атари со сдохнувшего рынка Америки? Нинка и в Японии была все тем же революционером и монополистом на рынке
Спорное заявление. Тот же Коммодор 64 стоил как крыло самолета.
Ну вот, например. Полноценный 3D космосим, обрати внимание на ценник. Вышел в самый разгар этого вашего кризиса
На старте. Уже через год продавался по 300$, а если хорошо поискать, то и за 200$ можно было найти. И это, на минутку, полноценный ПеКа с дисководом. А там уже и сэр Синклер подъехал со своим ультрабюджетным Спекки.
@xenosaga81 учитывая твою умственную отсталость и желание при каждом удобном случае в каждом комментарии задевать Нинтендо, можно сделать совершенно другие выводы
По делу есть что сказать? Нет? Ну тогда не звизди, колекциванер-мечтатель.
@KEHT_Twink Хз, я застал ток Спектрум и... он сосал даже у Денди в плане игровой платформы.