Ветеран Capcom Ёсики Окамото: Во времена первых консолей Nintendo мы зарабатывали мало — появление PlayStation всё изменило
30 Комментарии: 20

Ветеран Capcom Ёсики Окамото: Во времена первых консолей Nintendo мы зарабатывали мало — появление PlayStation всё изменило

Дата: 04.08.2025 10:00
14 7 3 популярные эмоции статьи
  • Комментарии
  • Форум
  • Сквозь пески и океан: Обзор Sword of the Sea

    1 25.08.2025 06:24 от stanis6
  • Mechanics VoiceOver завершила сбор средств на русскую озвучку Stellar Blade для ПК

    1 25.08.2025 06:11 от BloodRayne4ever
  • Научно-фантастический хоррор ROUTINE выйдет в конце года — представлен первый геймплей

    1 25.08.2025 05:54 от Citizenfour
  • Проникновение на базу в 12 минутах геймплея шпионского боевика Black State в духе Metal Gear Solid

    12 25.08.2025 05:48 от Citizenfour
  • Инсайдер: Capcom поставила создание ремейка Resident Evil Code: Veronica в приоритет — грядёт высокобюджетный хоррор

    41 25.08.2025 05:43 от Citizenfour
  • Абсолютно все про Resident Evil

    281 25.08.2025 05:46 от SkyerIst
  • Metal Gear Solid V: The Phantom Pain

    21842 25.08.2025 05:34 от LeGaTo
  • Metroid Prime 4

    80 25.08.2025 04:57 от Lex Mercer
  • System Shock (Remake)

    8 25.08.2025 04:51 от Lex Mercer
  • Все о сервисе Steam

    31696 25.08.2025 04:24 от Ka4aH

Несмотря на огромную популярность консоли Famicom (Nintendo Entertainment System), зарабатывать на играх для неё сторонним разработчикам было очень непросто — проблема заключалась в "драконовском" стиле взаимодействия руководства Nintendo с издателями. Об этом рассказал ветеран Capcom и бывший руководитель Game Republic Ёсики Окамото.

Как объяснил Окамото, в 80-х годах выручка с продаж каждой новой игры для Famicom делилась приблизительно поровну между тремя сторонами  магазином, осуществившим продажу (30%), компанией-разработчиком самой игры (40%) и непосредственно Nintendo (30%).

При этом самый стабильный поток денежных средств был именно у Nintendo  после расчета с заводами-партнерами компания гарантированно получала свой процент за каждый заказанный и произведенный для консоли картридж с чужой игрой  вне зависимости от того, сколько этих картриджей в итоге было реализовано в магазинах.

В свою очередь разработчики вроде Capcom постоянно находились на грани кризиса. Сперва им нужно было заказать у Nintendo производство картриджей с новой игрой, заранее оплатить заказ, а затем ждать от полутора до трех месяцев, пока завод отпечатает партию. Далее картриджи направлялись по магазинам, но и тогда издательства не имели моментального доступа к выручке с продаж  магазины лишь обязывались рассчитаться с разработчиками по прошествии 90 дней с момента реализации товара. 

Таким образом, между заказом картриджей у Nintendo и выручкой от продаж могло проходить до полугода времени, что делало бизнес очень рискованным. Разработчики вынуждены были брать у банков кредиты, и пока ждали выручку, по ним набегали дополнительные проценты.

Большую проблему также создавали ситуации, когда отпечатанный тираж оставался нераспроданным. Из-за продолжительного срока производства картриджей некоторые компании умышленно заказывали большие партии  на случай, если проект станет хитом продаж. Однако угадать интересы рынка было невозможно, поэтому часто возникали ситуации, когда издатели переплачивали Nintendo за выпуск картриджей, которые никто в итоге не покупал. Nintendo получала свои деньги, а разработчики легко могли уйти в минус.

"Допустим, картридж для Famicom продавался в рознице за 10 тысяч йен. Из них 3 тысячи йен доставались розничному продавцу. 4 - разработчику вроде Capcom. И 3 - Nintendo. Из этих 3 тысяч йен Nintendo около половины шли подрядчикам на производство. Поскольку Nintendo получала оплату авансом за точное количество копий, самостоятельно производила картриджи и доставляла их, всё, что происходило дальше, её уже не волновало. Иными словами, только Nintendo имела гарантированную прибыль.

Для таких компаний, как Capcom, которые были новичками в индустрии и не имели свободных средств, предоплата Nintendo по 3 тысячи йен за каждую копию была серьёзной финансовой нагрузкой. Единственным выходом были банковские кредиты. И если в конечном итоге всё получалось, прибыль была незначительной".

По признанию Окамото, окончательно укрепиться на рынке домашних игровых систем Capcom помог запуск PlayStation. Ключевым фактором тут стало наличие новых CD-дисков в качестве носителей  их производство занимало куда меньше времени, позволяя компаниям своевременно выпускать дополнительные тиражи популярных проектов.

Кроме того, Sony была лояльно настроена к нераспроданным партиям, забирая их с рук издателей и возвращая прежде взятый депозит. Единственными издержками в таком случае были расходы на печать самих дисков, которые по тем временам укладывались в скромные 200 йен за штуку — в разы дешевле, чем у Nintendo. 

"Допустим, Capcom платила Sony 1,8 тысячи йен за диск. Из них 200 йен - себестоимость CD, оставшиеся 1,6 тысячи йен - доля Sony. Однако если Capcom возвращала непроданные диски, Sony возвращала нашей компании свои 1,600 иен, удерживая лишь 200 иен за производство. Nintendo этого не делала, из-за чего нераспроданные остатки превращались в серьёзную проблему для сторонних компаний".

Окамото подчеркнул, что приход Sony в игровую индустрию произвёл настоящую революцию — и речь шла не только об удобстве железа PlayStation и возможностях CD-носителей для творчества, а принципиально новых и выгодных правилах работы для издателей. Этим объясняется резкий переход многих компаний на PlayStation в середине девяностых. 

Читайте также: Двойной ужас: Silent Hill f будет очень страшным хоррором

Подписывайтесь на наш Telegram канал, там мы публикуем то, что не попадает в новостную ленту, и следите за нами в сети:

Telegram канал Новости Новости   Дзен
Выберите эмоцию которую вызвал материал:
Вам понравился материал? Расскажите о нем друзьям!
Читайте также другие материалы:
Комментарии (20)
Sonic_Playstati
Sonic_Playstati 153.53 04.08.2025 10:20 удалён
6

Да, когда-то Сони была малышкой, не то что сейчас 

Kadigen
Kadigen 8.62 04.08.2025 10:29 удалён
0

— Так вот ты какой, цветочек, каменный... — сказал Данила-мастер, сидя под кустом. — Как же теперь жить-то? sad

Doug
Doug 409.71 04.08.2025 10:37 удалён
0

Хорошая соня, добрая

xenosaga81
xenosaga81 174.48 04.08.2025 11:16 удалён
2

Ну учитывая технологическую отсталость кукаренды особо ничего не поменялось, просто юристы более накаченные сталиsad

Clank
Clank -0.49 04.08.2025 12:22 удалён
2

Да, когда-то Сони была малышкой, не то что сейчас 

А нинка всегда была той ещё... 

Krelian
Krelian 258.23 04.08.2025 12:33 удалён
0

Чем сейчас занимается Окамото? После развала gamerepublic (genji 1-2, folklore) ничего о нем не слышно

RIDDICK_2
RIDDICK_2 15.67 04.08.2025 12:46 удалён
3

Жадная нинтендо была  с самого основания. 

kro44i
kro44i 322.25 04.08.2025 14:10 удалён
4
Иными словами, Nintendo уже тогда была охеревшей.

fix

KEHT_Twink
KEHT_Twink 31.35 04.08.2025 14:32 удалён
1

ывший руководитель Game Republic Ёсики Окамото

Ёсики, где мой второй Фольклор?

Чем сейчас занимается Окамото? После развала gamerepublic (genji 1-2, folklore) ничего о нем не слышно


На PSP они тоже отжигали. Brave Story: New Traveller - до сих пор самые тёплые воспоминания. Исекаи, ещё до того, как это стало мейнстримом кста.

NightWind
NightWind 57.12 04.08.2025 15:15 удалён
0

Очередное доказательство, что Сони передовая компания.

TamTam
TamTam 82.51 05.08.2025 01:06 удалён
2

Дык, он вроде не открыл тайну. Нинка возродила рынок после слива Атари была по сути монополистом, который диктовал условия, был цензором и выдавал разрешение на картрики.

Хотя его лукавство в том, что во времена между "плохой" Нинкой и приходом "святой" Сони была еще Сега и ее консоли. Про нее он умолчал...

lex
lex 56.73 05.08.2025 02:41 (изменен) удалён
0

У меня первая была Супер Нин, Сони тогда еще не было, но игр к Нин уже было много.

Даже DOOM в картридж засунули с сохранением - самая взрослая игра на тот момент.

Сони позже появилась через 4 года, и Нин просела, т.к. игры Сони были более к взрослой аудитории, а не к 7-ми летним.

yahoo
yahoo 274.88 05.08.2025 12:32 удалён
0

Прочитал всю новость, было интересно по конкретным цифрам, спасибо.

Pevek
Pevek 32.49 05.08.2025 14:05 удалён
1

Первая сонька во всех смыслах была революционной smiley

KEHT_Twink
KEHT_Twink 31.35 05.08.2025 14:45 (изменен) удалён
0

Дык, он вроде не открыл тайну. Нинка возродила рынок после слива Атари была по сути монополистом, который диктовал условия, был цензором и выдавал разрешение на картрики.

Так он про Японию говорит. В Японии никаких крахов не было. В Европе тоже кста.

Возрождался только консольный рынок америкосов. А если учесть, что внимание аудитории тогда переключилось на домашние компьютера, то тут вклад в спасение рынка вызывает только дополнительные вопросы, вплоть до: "А был ли мальчик?"

TamTam
TamTam 82.51 06.08.2025 02:26 удалён
0

Дык, он вроде не открыл тайну. Нинка возродила рынок после слива Атари была по сути монополистом, который диктовал условия, был цензором и выдавал разрешение на картрики.

Так он про Японию говорит. В Японии никаких крахов не было. В Европе тоже кста.

Возрождался только консольный рынок америкосов. А если учесть, что внимание аудитории тогда переключилось на домашние компьютера, то тут вклад в спасение рынка вызывает только дополнительные вопросы, вплоть до: "А был ли мальчик?"

А что там было? Клоны понга или американская Атари со сдохнувшего рынка Америки? Нинка и в Японии была все тем же революционером и монополистом на рынке

домашние компьютера

Спорное заявление. Тот же Коммодор 64 стоил как крыло самолета.

KEHT_Twink
KEHT_Twink 31.35 06.08.2025 17:28 удалён
0

А что там было? 

Ну вот, например. Полноценный 3D космосим, обрати внимание на ценник. Вышел в самый разгар этого вашего кризиса

Спорное заявление. Тот же Коммодор 64 стоил как крыло самолета.

На старте. Уже через год продавался по 300$, а если хорошо поискать, то и за 200$ можно было найти. И это, на минутку, полноценный ПеКа с дисководом. А там уже и сэр Синклер подъехал со своим ультрабюджетным Спекки.

therealdreamer
therealdreamer 0.16 08.08.2025 08:13 удалён
-1

@xenosaga81 учитывая твою умственную отсталость и желание при каждом удобном случае в каждом комментарии задевать Нинтендо, можно сделать совершенно другие выводы sad

xenosaga81
xenosaga81 174.48 08.08.2025 10:13 удалён
-1

@xenosaga81 учитывая твою умственную отсталость и желание при каждом удобном случае в каждом комментарии задевать Нинтендо, можно сделать совершенно другие выводы sad


blush

По делу есть что сказать? Нет? Ну тогда не звизди, колекциванер-мечтатель.sad

TamTam
TamTam 82.51 10.08.2025 14:28 удалён
0

@KEHT_Twink Хз, я застал ток Спектрум и... он сосал даже у Денди в плане игровой платформы.

Чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться.
Еще нет аккаунта? Регистрируйтесь!