


Обзор Clair Obscur: Expedition 33
Дим, дим, дам, да-да, дим, дам, дам
Clair Obscur: Expedition 33 привлекла внимание сразу на первых показах. Разработка ролевой игры в японском стиле началась в 2019 году, когда экс-сотрудник Ubisoft и большой поклонник Final Fantasy VIII Гийом Брош увлекся изучением Unreal Engine и создал демо, привлекшее внимание Франсуа Мёрисса. Вместе они основали студию Sandfall Interactive в Монпелье и начали трудиться над своей первой полноценной игрой. Сейчас она уже вышла и произвела настоящий фурор, заметный даже за рамками JRPG-сообщества. Так что же это — новая веха в жанре или очередная переоцененная поделка?
Clair Obscur: Expedition 33 начинается с красивой песни "Lumière" и кадров одноимённого города, напоминающего Париж начала XX века с характерной архитектурой и одеждой. Место словно застыло во времени, но там продолжают жить люди. Повсюду кружат лепестки, а за внешней красотой и праздничным антуражем скрывается легкая меланхолия. Вскоре игрок узнаёт, что в этом мире люди исчезают, достигнув возраста, указанного огромным числом в небе на большом монолите. Его раз в год переписывает могущественное существо, именуемое Художницей. Число каждый раз сокращается на один пункт, и чтобы остановить этот цикл, жители города собирают экспедиции. Именно в момент очередного похода и начинается игра. Так как отсчет идет в обратном порядке, то и экспедиции обозначаются соответствующе, поэтому эта — 33.
Поначалу сюжет оставляет много вопросов. Персонажи ведут диалоги очень естественно и не проговаривают очевидные друг для друга вещи только чтобы игрок понял экспозицию. Некоторые моменты и термины становятся понятны из контекста, а другие раскрывают позже — в более подходящий момент. Expedition 33 — тот редкий "зверь", который не держит игрока за идиота, рассказывая свою серьезную историю. Ближе к финалу всё действо обретает по-настоящему эпический размах, и как вишенка на торте — игроков ждут два варианта финала с абсолютно разной философией и без четкого разделения на "плохой" и "хороший".
Сценаристы смогли избежать самых заезженных клише жанра и предложили историю, которая одновременно захватывает и заставляет задуматься. В игре поднимаются темы, связанные с вопросами некой жертвенности, надежды и других философских смыслов.
В подобных произведениях важную роль играют персонажи, и они тут весьма интересные — каждый обладает своим характером, страхами, мечтами и личными трагедиями. При этом сценаристы, опять же, старались избегать типичных клише — мотивации героев понятны не сразу, но по мере развития истории каждый член отряда раскрывается и развивается исходя из обстоятельств, в которых оказывается вся экспедиция.
Внешне персонажи тоже весьма продуманы и красиво отрисованы. Ещё по первым показам было заметно, что Гюстав похож на Роберта Паттинсона, а Ренуар отдаленно напоминает Пирса Броснана. Однако играют их другие именитые актёры. Гюстав – Чарли Кокс ("Сорвиголова"), Ренуар — Энди Серкис ("Хоббит"), а Версо исполнил Бен Старр (Final Fantasy XVI). Захват лиц выполнен удачно, актёры отлично передают эмоции — будь то напряжённый спор, лёгкий юмор или ужас, как у Маэль в середине первого акта. Важно отметить, что во время разговоров в Гюставе действительно узнаётся Чарли Кокс — по его характерной мимике и жестам. Хорошая актёрская игра делает персонажей живыми и помогает глубже погрузиться в историю и атмосферу. Моими персональными любимицами стали Люнэ и Сиэль. Их исполнительницы не настолько известны, но голос первой принадлежит Керсти Райдер, которую можно услышать в Sifu, а второй – Шале Никс, принимавшей участие в озвучивании Metaphor: ReFantazio, Cyberpunk 2077 и Baldur's Gate III.
Важно отметить, что сюжет и геймплей гармонично сочетаются, а отношения между персонажами — это часть игрового процесса. Механика напоминает систему из серии Persona, но в несколько упрощённом виде. Общаясь с героями в лагере, игрок не только получает больше информации об их прошлом, раскрывая участников экспедиции с новых сторон, но и прокачивает уровень взаимоотношений, которые в свою очередь открывают новые умения.
Герои в команде действительно разные не только с точки зрения истории, но и геймплейно — у каждого есть какая-то своя дополнительная механика или особенность, которой нет у других. Например, Гюстав по ходу боя усиливает свою механическую руку, а от уровня заряда зависит сила атаки и анимация, меняющаяся в соответствии с мощностью удара. Люнэ накапливает энергию элементалей и дополняет магию за счет них — причем её система построена так, что для усиления огненных приемов будут требоваться элементали других стихий. Особенности рыжеволосой Маэль кажутся чуть проще: в зависимости от выбранных действий она переходит в разные стойки, меняющие её характеристики и некоторые другие нюансы.
У остальных бойцов также имеются свои уникальные механики, которые заменяют привычную ману и избавляют от утомительного менеджмента ресурсов между боями. Нужно сказать, что игровой процесс раскрывается постепенно, однако более подробное описание может слегка заспойлерить сюжет.
Боевая система Clair Obscur: Expedition 33 предлагает огромный потенциал для экспериментов с комбинациями и тактиками, что делает игровой процесс захватывающим и увлекательным.
Базово здешняя боевая система напоминает о классических JRPG со сражениями "стенка на стенку", очками действий и выбором движений через кнопки, как в Persona 5, что удобно. Однако разработчики пошли дальше и добавили элементы QTE, знакомые по Lost Odyssey. Во время атаки нужно вовремя попадать на указанные кнопки, чтобы усилить удар. В начале второго акта появится отдельная механика градиент-атак – это мощное действие, которое активируется при заполнении специальной шкалы, имеющей несколько уровней.
Важные нюансы касаются оборонительных механик. Во время атаки врага персонажи могут уклоняться, прыгать или парировать. Здесь у некоторых игроков начинаются сложности. Дело не только в крошечных окнах для нажатий кнопок и плавающем тайминге, но и в том, что многие враги плохо "телеграфируют" свои атаки. В таких ситуациях нужно привыкнуть и "нащупать" ритм каждого из непонятных ударов, а если не выходит, то полагаться на уклонения, у которых окна неуязвимости больше. При этом важно понимать, что парирование – очень сильный инструмент, позволяющий не только избежать урона, но и нанести ответный удар, поэтому оно и сделано таким сложным. Суть в том, что если четко отбивать все атаки, то победить можно любого противника независимо от уровня персонажей в команде. Особенно это чувствуется во второстепенных боях, где боссы часто заваливают сериями атак, требующими четкой реакции, и порой имеют неинтуитивные тайминги.
Стоит упомянуть, что парированиям можно учиться через уворот. Когда персонаж успешно уклоняется, то может возникнуть подпись "ИДЕАЛЬНО". Это значит, что игрок попал в тайминг парирования. Таким образом можно потренировать "идеальный" уворот, а когда он начнет получаться регулярно, уже начать парировать эту неудобную атаку. Это полезно в затяжных боях с боссами или в сегментах с однотипно атакующими врагами. Размер окон для уворота и парирования зависит от уровня сложности, поэтому если эти элементы не даются никак, то можно его понизить, и бои станут проще. Ну а на ПК есть ещё и мод, который регулирует парирование более детально.
В целом, боевая система предлагает огромный потенциал для экспериментов с комбинациями и тактиками, что делает игровой процесс захватывающим и увлекательным. Всё продумано таким образом, чтобы игрок постоянно искал новые подходы. Ключ к успеху – это планирование ходов и умелое комбинирование навыков. Последние, в свою очередь, должны быть подобраны и активированы в специальном меню, где всего по шесть ячеек для каждого бойца. Соответственно, надо своевременно всё менять, исходя из ситуации. При этом соединять в одну цепочку можно и нужно навыки членов всего отряда. Причем не только активные приемы, но пассивные умения, которые экипируются отдельно.
У каждого персонажа есть три ячейки для так называемых пиктосов — своего рода татуировок с магическими свойствами, которые находятся на локациях или получаются за победу в бою. Пиктосы влияют на разные параметры и при этом всегда имеют дополнительную характеристику, вроде прибавки к силе контратаки или неуязвимости к заморозке. После нескольких боев персонаж выучивает пассивную способность, и её можно использовать всем отрядом уже без экипировки этой "татушки". При этом каждая "пассивка" расходует специальные очки люмины, количество которых увеличивается с развитием героя. Механика устроена так, что нужно всё время выбирать эффективные сочетания в данный момент, ведь всё самое сильное поставить будет сложно, особенно в начале. Комбинаций и вариантов очень много, что дает простор для планирования, например, перед сложным боем, или позволяет адаптироваться под врагов в конкретной местности.
Сочетания противников и их сложность сбалансированы так, чтобы побуждать игрока всё время экспериментировать с экипировкой и навыками. Например, в один момент у меня выработалась эффективная стратегия, когда пара персонажей наносила мощный урон. Люнэ имела "пассивку" на право первого хода и накладывала ожог на всех противников, а следом действовала другая героиня, атаки которой распространялись на всех горящих противников. К тому же у обоих имелась способность "рулетка", которая с 50% вероятностью либо сокращала урон, либо удваивала его. Это было очень весело, но казалось, так можно будет побеждать простых врагов до конца игры, что могло бы и надоесть. Однако уже в следующей локации условия стали меняться, а эта стратегия перестала быть эффективной. Из-за такой вариативности противников и глубины боевой системы Expedition 33 сохраняет интерес и ощущение свежести от сражений до самого конца.
Помимо боевой системы, в Clair Obscur есть механики, завязанные на исследовании не очень большого открытого мира, реализованного в духе классических Final Fantasy с первой PlayStation. Имеются переходы к карте мира, где можно искать секреты и новые локации, а также более мощных противников. При этом случайных сражений не предусмотрено, все враги видны на карте сразу, что очень удобно. Иногда полезно вернуться в пройденные зоны, чтобы заглянуть туда, где до этого путь был закрыт или противники казались слишком сильными.
После перехода от глобальной карты в конкретную локацию у игрока отключается возможность смотреть на карту, а на компасе отсутствует даже ориентир, указывающий в сторону глобальной цели. Разработчики сознательно отказались от помощи в навигации, мотивируя игроков самостоятельно исследовать мир. Так, по их мнению, усиливается погружение. В различных интервью авторы подчеркивали, что хотели создать более атмосферное взаимодействие с окружающим миром, где каждый уголок и каждый путь должны быть изучены. Однако нельзя не отметить, что при таком подходе можно запутаться и забыть, куда идти. Конечно, совсем уж больших сложностей я не испытывал, но несколько раз блуждал в окрестностях той или иной локации, которую уже зачистил, чтобы вспомнить, откуда я пришел и куда надо двигаться дальше.
К слову, в Expedition 33 есть и элементы из "соулслайков" — например, знамёна различных экспедиций служат точками сохранения и прокачки, а также у команды есть свои аналоги фляг "Эстуса". Кроме пополнения здоровья и воскрешения павшего союзника, имеется тут и эликсир, дающий дополнительные очки действия. Всё это также прокачивается при помощи специальных предметов, найденных на локациях.





























Визуальный обзор базируется на основных признаках игры и является дополнением к основному обзору.
Все элементы и нюансы складываются в единое увлекательное, глубокое приключение, которое с каждой минутой раскрывает всё больше граней. Expedition 33 — это не просто “ещё одна игра в стиле JRPG”, а проект, сделанный с любовью к жанру и уважением к игроку. Любовь Гийома Броша к Final Fantasy, особенно восьмой части, очень заметна. Вдохновение этой классикой видно, например, в различных фишках геймплея, вроде экипировки "пассивок" через магические предметы, которые ещё надо выучить в бою. Также свои аллюзии есть и в различных элементах дизайна, включая униформу героев — к слову, здесь же авторы отсылаются к Persona 3 с характерными повязками на рукавах. Самое главное в этом то, что на основе своих любимых произведений разработчики выработали собственный уникальный стиль и подход, который удачно развивает классические идеи, делая Clair Obscur: Expedition 33 свежей, цельной и самобытной игрой, где сюжет и геймплей очень сильно переплетены.
Что касается технической части, Expedition 33 на консолях предлагает два режима — "Производительность" и "Качество". Во втором случае игра работает в 30 FPS с более приятной картинкой, что вполне комфортно, учитывая пошаговые бои. Я тестировал проект на базовой PlayStation 5 и PC. Разница между максимальными настройками на ПК и стандартной консолью Sony заметна: на консоли разрешение ниже 4K, местами видны чуть более размытые текстуры, лесенки и пикселизация в волосах, а лёгкая дымка, скрывающая упрощённые детали вдали, кажется более густой. Однако в целом, игра выглядит очень достойно и красиво независимо от платформы.
Важно отметить, что Clair Obscur, как и многие релизы на Unreal Engine 5, серьёзно нагружает даже мощные ПК. На конфигурации с AMD Ryzen 5, 32 ГБ ОЗУ и RTX 4080 в 4K с "эпическими" настройками она выдаёт около 45-58 FPS. Этого хватает для комфортной игры, но разная длительность кадров даёт о себе знать рывками камеры, что на фоне стабильных 30 FPS может восприниматься менее приятно. Опция DLSS в режиме "качества" немного улучшает ситуацию, но работает не идеально. Ещё местами могут встречаться мутные текстуры рядом с высокодетальными, что напоминает подобное у Black Myth: Wukong. Видимо, особенности оптимизации движка Epic Games в сочетании с небольшой командой разработчиков выдает подобные моменты.
Радующие глаз местные красоты — во многом заслуга художников. С точки зрения дизайна авторы постарались наполнить мир французским антуражем начала XX века. Это чувствуется во всём — от архитектуры и элементов окружения до костюмов и характерного визуального стиля, где ранняя индустриализация переплетается с архаикой, а арт-деко соседствует с модерном, создавая наполненную особым шармом атмосферу. Его можно усилить, если играть с французской озвучкой.
Также особого внимания заслуживает постановка сцен: режиссура выполнена на высоком кинематографическом уровне. В некоторых моментах авторы используют интересные стилистические приёмы вроде чёрно-белого изображения или формата 4:3. Всё это добавляет стиля и самобытности.
Музыка в Expedition 33 тоже достойна отдельного разговора — саундтрек смело можно ставить в один ряд с лучшими образцами игровой индустрии. Французский композитор Лориен Тестар работал над ним пять лет. Вокал Алисы Дюпор-Персье — важная часть всего антуража игры. Её приятный и жизнеутверждающий голос отлично контрастирует с меланхоличным настроением в некоторых композициях и создает более глубокое ощущение, нежели просто радость или грусть. Также в нескольких композициях можно услышать вокал Виктора Борба — знакомый голос для тех, кто играл в Devil May Cry 5. Всё это не просто фоновая музыка: многие треки — полноценные произведения, которые могут зацепить любого.
Саундтрек вместе с происходящим на экране создает густую атмосферу, а основные композиции, звучащие на протяжении всей игры, ближе к концу приобретают более эпичные аранжировки, переплетая между собой симфоническую музыку и хард-рок. Композитор местами сильно отходит от французского шансона или классических инструментальных вариантов, добавляя в музыку больше сложных джазовых партий или чего-то в духе металла. Порой даже встречаются индастриал-композиции в стиле ранних Prodigy с отдаленно напоминающими Depeche Mode или Chemical Brothers элементами.


- Комментарии
- Форум
-
"Мы будем гордиться": Нил Дракманн подготовил актрису из PS5-эксклюзива Intergalactic: The Heretic Prophet к нападкам хейтеров
115 -
Sony раскрыла дату выхода Stellar Blade на ПК — игра потеряет статус эксклюзива PlayStation 5 уже в июне
28 -
Blades of Fire от авторов Castlevania: Lords of Shadow скоро получит демоверсию
6 -
Дим, дим, дам, да-да, дим, дам, дам: Обзор Clair Obscur: Expedition 33
59 -
SEGA представила бойца следующей Virtua Fighter, но не огласила её название
6
Подводя некий итог, можно ещё раз в тезисной форме проговорить многочисленные плюсы и некоторые минусы, а также порекомендовать Clair Obscur: Expedition 33 абсолютно всем поклонникам жанра RPG, и упомянуть, что это однозначно один из претендентов на игру года...
Однако также хочется отметить важность этого проекта и его успеха для всей современной игровой индустрии. Это тот здоровый подход к играм, который сейчас крайне необходим. Речь идет не просто о механиках или жанре, а о принципах работы, когда небольшой коллектив выходцев из огромной корпорации сделал хорошую современную игру с красивой графикой, интересной постановкой и, что немаловажно, адекватным бюджетом. Гийом Брош и его друзья — не первые на этом пути, но таких проектов должно быть намного больше, и тогда мы все будем в выигрыше.
Возрастной рейтинг игры: 18+
Есть русские субтитры
Игра легально импортирована в Россию компанией "Ачивка"













































По эмоциям и ощущениям - чистая десятка. И лично для меня однозначно GOTY
Ты бы хоть на ютубе глянул...там сценарий прям отвал души и сердца.
Не сони эксклюзив, поэтому 10ку зажали
Скинь не впадлу гифку где Маэлька в начале общается с Гюставом по поводу Софи. В полосатой маечке, покачивается☺️
@DinaMuS Симон в мастерской Ренуара
@DinaMuS зона имеет в названии наброски
@NeProfi у игры нет точки невозврата, после финала можно все чистить
А разве ачивка занимается не паралельным импортом?
Зачем врать то... Там 4-5 событий который именно двигают сюжет. В остальном там поболтушки между персонажами, разбавляющие геймплей.
Ха. Тоже самое. Укунга прошел недавно. Ща эта игра прям тащит. И пощаговая боевка не напрягает, а интересно. Все круто анимированно и постановка роликов и катсцен выполнено мощно.
Сказал так будто за выдуманных сажают.
Слишком много хайпа , оценки высокие потому что небольшая студия делала или за дело ? По рецензиям неудачна боевка копирка финалки и не только , хороший сюжет не более . Слишком много недоделок для 10из 10. Может и ошибаюсь я не играю пошаговые игры , никогда не понимал унылые бои и циферки на экране .
Я бы 10 поставил. При желании к игре можно докопаться и найти пару недостатков, но то, что она предлагает взамен, перечеркивает все шероховатости. Дебютная одиночная игра, с уникальной в своём роде боевой, с шикарной музыкой, с чарующим французским шармом, с крайне живыми персонажами, не растянутая бесполезным гриндом и дрочкой ресурсов, без сраной повестки да ещё и не по фуллпрайсу. Настоящее чудо и феномен по современным меркам. Как после этого можно жаловаться на неровные анимации, интерфейс и прочие минорные болячки недорогих в производстве игр?
И?
За тобой уже выехали, ей 16
Ты в игру играл? Или стрим у ютубера смотрел? Где тут унылые бои? Когда босс тебя выносит в дверь, ибо ты в тайминги не попал.
@KruSpe
Вот:
Да, спасибо, я знаю. Просто хочется исследовать эти места вместе с персонажами не зная финала))
Косяки есть и в боёвке и в целом, но 9-ка именно за эмоции и увлекательность, без скидок на формат студии. И здесь не стандартная пошаговая, унылостью и не пахнет. Большое количество боёв с одинаковыми противниками может навеять тоску потому как атак у них не так много, заучиваются легко, но игра построена так что если сам не захочешь то наскучить враги не успеют.
Серьёзно? Ну ОК, ладно.
https://youtu.be/-LSNrw83dHo?si=FS6NWnP5SRdNLOUk