


Обзор Shin Megami Tensei V
Демоны в Токио
Релиз Shin Megami Tensei V на консоли Nintendo Switch — это большое событие. Несмотря на свой исторический статус и культурный след, последние годы хардкорная RPG-франшиза Atlus оставалась в тени. После премьеры Shin Megami Tensei III: Nocturne, состоявшейся в далеком 2003 году, номерные выпуски Shin Megami Tensei перебрались на портативные консоли Nintendo DS и Nintendo 3DS со всеми сопутствующими ограничениями и необходимыми корректировками.
Да и сама Shin Megami Tensei V на протяжении долгого времени воспринималась как далекий мираж. Проект официально был анонсирован в 2017 году, после чего разработчики перестали активно выходить на связь, уделяя все внимание непосредственно производственным процессам.
Но локальный праздник наконец-то настал. После томительного ожидания Shin Megami Tensei V поступила в продажу. Причем во всем мире одновременно — неприятных временных окон между Японией и западными регионами в этот раз Atlus удалось избежать.
Выбрав Nintendo Switch в качестве основной платформы и движок Unreal Engine 4 на роль технического фундамента, разработчики стремились совершить заметный шаг вперед по части общей визуальной презентации. И на запуске игры, уже с открывающих кадров хочется сказать, что со своей задачей художники справились. Несмотря на неброское окружение и ряд стилистический решений, вроде “безликой” массовки, новинка может похвастаться приятными моделями персонажей, мягкими анимациями и удачной колористикой — смотреть на экран банально приятно. Однако в полной мере свою внешнюю оболочку пятая Shin Megami Tensei раскрывает чуть дальше — как только дело доходит до основных геймплейных участков и боевой системы. Об этом ниже.
В плане общей структуры Shin Megami Tensei V — достаточно простая вещь. Сперва игра обрисовывает базовую сюжетную завязку через небольшой пролог. События разворачиваются в современном Токио и подаются от лица простого (или только кажущегося таковым) андрогинного школьника. Жизнь идет своим чередом, и никаких апокалиптических катастроф на горизонте не видно. Тем не менее, в городе активно ходят слухи о ряде странных происшествий — люди видят таинственных существ, становятся жертвами атак неизвестного происхождения и чувствуют себя не в безопасности.
Однажды возвращаясь из школы привычным маршрутом, протагонист вместе со спутниками вынужден искать иной путь — на местной станции произошло очередное нападение. В качестве альтернативы герой выбирает продолжительный подземный тоннель, что становится судьбоносным решением. В соответствии с известными мотивами японских мифов, путь через тоннель — дорога в иную реальностью. Именно с этой напастью и сталкивается герой. Почувствовав, как крыша рушится прямо над головой, школьник спасается бегством и обнаруживает себя в гигантской необъятной пустыне — земле, известной как Да’ат.
Прибытие в Да’ат сразу сопровождается еще одной бедой. Итиро Дазай, один из товарищей протагониста, оказывается похищен таинственной сущностью, внешне напоминающей католического ангела. Не имея иного выхода, герой начинает свое путешествие по незнакомой реальности, пока сам не оказывается в западне. Попав в окружение противников, чужаку буквально протягивает руку Аогами — таинственный мужчина, потерявший свои воспоминания. Заключив буквальный и символический союз, протагонист и Аогами сливаются в единую сущность — синеволосого Нахобино, способного повелевать демонами и дать отпор неприветливым обитателям Да’ата.
Начиная с этого момента повествование Shin Megami Tensei V берет большую паузу. До следующих крупных сюжетных событий пройдет не меньше пяти-шести часов реального времени, а у вас появится повод и возможность глубоко познакомиться с основными механиками проекта — исследованием уровней, менеджментом ресурсов и партии, а также боевой системой.
- 06.06.2024 Atlus представила релизный трейлер Shin Megami Tensei V: Vengeance — JRPG получила высокую оценку от Famitsu
- 13.05.2024 Оригинальная Shin Megami Tensei V для Nintendo Switch перестанет продаваться в eShop
- 03.05.2024 Нового контента в Shin Megami Tensei V: Vengeance хватит на десятки часов геймплея
- 05.04.2024 Многообразие бестиария в трейлере Shin Megami Tensei V: Vengeance
- 21.02.2024 Ролевая игра Shin Megami Tensei V: Vengeance анонсирована для всех платформ — она выйдет на русском языке
- Посмотреть все
Будьте готовы, что даже на нормальном уровне сложности игра не дает никаких поблажек — вы будете погибать, и погибать будете часто, нередко теряя существенную долю прогресса.
Почти оставив позади традиционные лабиринты подземелий, новый выпуск Shin Megami Tensei предлагает путешествовать по широким просторам различных руин. Несмотря на странные географические особенности Да’ата, в сущности перед нами разрушенная и видоизмененная версия Токио. Поэтому перемещаться приходится через сложившиеся под своим весом бетонные конструкции, железнодорожные пути, небольшие парки и реки.
Нахобино достаточно резво прыгает и бегает, что хорошо влияет на динамику и позволяет легко забираться даже в самые укромные уголки карты. В качестве награды за внимательное изучение уровней героя чаще всего ждут сферы (сундуки) с предметами, маленькие существа Миманы, на которых завязана прокачка пассивных навыков, различные NPC и жизненные источники. Последние — важнейший элемент местного дизайна, поскольку через них вы сохраняетесь, восстанавливаете здоровье, настраиваете свою партию и обращаетесь к торговцу.
Нельзя не упомянуть и про дополнительные задания — чаще всего это мини-квесты, требующие сбора предметов или уничтожения какого-либо монстра. Но некоторые миссии допускают более творческий подход — радуют комичной сценкой или неожиданным разветвлением, где вы можете поступить как считаете нужным.
Разумеется, что локации населяют и многочисленные враги — опасные демоны и существа из глобальной мифологии Shin Megami Tensei. Монстры отображаются на локациях в качестве полноценных моделей, и даже активно перемещаются по картам. Концепции “случайных” битв здесь нет — инициировать сражение можно как самостоятельно, преждевременно ударив демона, так и наоборот, попав под их удар. Иной раз на вашем пути могут встречаться так называемые “абсцессы” — сгустки энергии, выступающие домом для особо сильных демонов. Если сразить их, карта мира станет чище, а у вас откроются дополнительные опции для дальнейшей прокачки.
Сами бои представлены в традиционной пошаговой манере. Партия состоит непосредственно из Нахобино, а также трех демонов, подборку и последовательность которых вы определяете самостоятельно на основе доступного ростера. В качестве боевых действий — традиционные варианты, вроде атаки, обороны и использования предметов.
Как и в предыдущих выпусках Shin Megami Tensei, основой для боевой системы выступает умное и эффективное задействование слабых сторон противников. Урон, не беря в расчет некоторые статусные эффекты, делится на шесть стихийных позиций и одну физическую. Соответственно враги обладают разным набором резистов и предрасположенностей. Угадав со слабостью демона, вы не только отнимаете у него много очков здоровья, но и дарите своей партии дополнительный ход. Правильно подобрав тактику в начале поединка или положившись на слепую удачу, можно завершить бой последовательной комбинацией из восьми атак. Примечательно, что ваши враги играют по тем же самым правилам, а следовательно, нанеся критический урон по Нахобино или одному из демонов, соперник восстанавливает один ход и может продолжить свою серию. В свою очередь ударив в “резист”, ситуация будет обратная — вы лишитесь одного или нескольких ходов.
Из других традиционных механик стоит отметить бафы и дебафы — они в Shin Megami Tensei всегда занимают очень важную роль. Понизив восприимчивость врага к урону и одновременно увеличив свой показатель атаки, вы можете заручиться преимуществом, которое и отделяет вас от победы. В том же направлении существуют статусные эффекты, вроде сна или очарования — они хорошо помогают с контролем особо крупных групп демонов, когда вы просто не можете позволить себе впитывать урон от четырех противников сразу.
Еще один важный элемент местных сражений — это энергия “магацухи”, фактически представляющая из себя шкалу, позволяющую задействовать особо сильные умения. Заполняется она автоматически в рамках битв или во время путешествий по миру. Кроме того, постепенно можно открывать дополнительные условия ее накопления, включая смерть сопартийцев в бою, активацию резистов и другое. Навык, подвязанный к “магацухи” по умолчанию, — это гарантированный критический урон вне зависимости от типа атакующего умения. Но позже разблокируются и другие — вы находите особые талисманы, которые позволяют использовать навыки тех или иных демонов.
Очевидно, что даже в нескольких абзацах уместить комплексность боевой системы Shin Megami Tensei V — сложная задача. Несмотря на условно простые правила, те или иные сценарии в битвах могут разыгрываться очень по-разному. Благодаря хорошо отрегулированному балансу, уживающемуся с болезненным “рандомом”, почти каждое сражение складывается так, что от победы или поражения вас отделяют два, максимум три удачных или неудачных хода.
Будьте готовы, что даже на нормальном уровне сложности игра не дает никаких поблажек — вы будете погибать, и погибать будете часто, нередко теряя существенную долю прогресса. Особенно остро подмечать это придется на битвах с крупными боссами — они могут занимать по 10-15 минут реального времени, не давая права ни на единую ошибку.











Визуальный обзор базируется на основных признаках игры и является дополнением к основному обзору.
Естественно, что общая сложность нивелируется прокачкой. В Shin Megami Tensei V под это определение попадают сразу несколько переплетенных друг с другом систем.
Во-первых, вы повышаете уровень самого Нахобино — герой становится крепче, растут показатели HP и MP. Увеличиваются и пять характеристик (сила, живучесть, магия, ловкость, удача) — статы распределяются в случайном порядке, однако ровно одно очко вы можете вложить в нужную вам шкалу, что открывает простор для создания своего билда.
Второй момент — это пассивные навыки. Изучая Да’ат, вы копите “очки чести”, основным источником которых становятся упомянутые выше Миманы. Добравшись до любого источника жизни, вы вольны переместиться к Софии — хозяйке мира теней, и обменять накопленную валюту на тот или иной скилл. Часть из этих способностей помогает в бою (у вас появляются лишние слоты под атаки), часть способствует росту шкалы “магацухи”, а часть банально повышает показатели того или иного элементального урона.
Последняя и самая главная деталь головоломки — это сами демоны. Для людей, далеких от франшизы, принцип подбора союзников в Shin Megami Tensei можно сравнить со сбором покемонов. Всего игра насчитывает чуть больше 200 уникальных существ — с ними вы будете бороться как с врагами, и они же станут вашими самыми большими союзниками.
Чаще всего “рекрутинг” осуществляется через процесс прямого разговора с демоном. Вступив в битву, вы можете предложить существу пообщаться, что инициирует механику диалога — вы выбираете одну из нескольких опций, отвечая на (зачастую абсурдные) вопросы. Какие-то демоны могут попросить в качестве дани денег или очки здоровья, тогда как другим хватит одной удачной шутки.
При этом самые сильные и могущественные демоны добываются через так называемый “фьюзинг” — процесс скрещивания одного существа с другим. Если скрестить милого котика и какое-нибудь порождение кельтское мифологии, к вашей команде присоеденится новый союзник, обладающий своими навыками и особенностями. Процесс скрещивания также можно немного контролировать, например, выбирая какую из способностей демону следует унаследовать, а какую он может благополучно забыть.
В Shin Megami Tensei V лепка команды демонов стала еще глубже благодаря появлению так называемых “сущностей”. Это предметы, закрепленные за теми или иными существами и сохраняющие в себя их способности и резисты. Использовав сущность, вы можете подарить монстру свежий набор атак, и в случае с Нахобино полностью менять восприимчивость к урону.
Собирать демонов в Shin Megami Tensei V интересно еще и потому, что каждый из них обладает уникальной моделью и рядом анимаций. Оставив позади почти статичные иллюстрации монстров из SMT IV и SMT IV: Apocalypse, дизайнеры Atlus усердно старались наделить каждое существо запоминающимся стилем и настроением. Разумеется, что не все атаки сопровождается уникальной визуализацией, но смотреть на бои все равно здорово — ходы проходят быстро и зрелищно.
Восприятию сильно помогает и выразительное музыкальное сопровождение. Здесь во многих мелодиях преобладают легкие электронные мотивы, сочетающиеся с агрессивными ударными и струнными партиями, ложащимися на сильно искаженный вокал. А во время спокойных эпизодов композиторы предлагают наслаждаться гипнотизирующим эфемерным эмбиентом, застрявшим между странной футуристикой и восточными мотивами.
Любопытно, что комбинация новых и классических веяний — это подход, который в целом очень хорошо отражает наполнение Shin Megami Tensei V. Новинка от Atlus — это крайне, крайне консервативная игра, но с современной стильной презентацией.
Сюжетная составляющая минимальна, и волнообразно напоминает о себе раз в несколько часов. Сложность — высокая, не прощающая ошибок и требующая максимальной концентрации. Менеджмент демонов — бездонное болото, в которое буквально необходимо погружаться с головой. Но все эти аспекты в результате складываются в крайне аддиктивное развлечение, от которого трудно оторваться.


- Комментарии
- Форум
-
"Стань хозяином своей судьбы": Microsoft рекламирует Xbox-эксклюзив Avowed яркими уличными баннерами
14 -
Алхимические выкрутасы: Обзор ENDER MAGNOLIA: Bloom in the Mist
10 -
Kingdom Come: Deliverance II окупилась всего за один день — Даниэль Вавра ответил на претензии игроков к технической части
22 -
«Триумф»: Kingdom Come: Deliverance II разошлась тиражом более миллиона копий спустя сутки после релиза
23 -
"Я схватился за голову": Сюхэй Ёсида рассказал о самых напряженных моментах на посту главы PlayStation Studios
9
За пределами ряда неприятных технических недочетов, вроде нестабильной частоты кадров и подгрузки объектов, а также несколько неровного повествования, Shin Megami Tensei V — это большой подарок для поклонников и удачный трамплин в сериал для новичков. Главное, отбросьте всякий страх — повелевать демонами может лишь сильнейший. Ожидание того стоило!

































ясно, не моё
Этакая Персона 5 из которой выбросили всю повседневность и оставили только gotcha моменты собирательства монстриков. Любители сыча и покемонов возрадуются.
.
Спасибо за обзор.
@Young Я так понял лучше в контексте этой игры не упоминать Persona 5 - SMT-фаги такие сравнение сильно не приветствуют.
@LeonStrife ну студия-то одна, механика тоже, по большому счету, одна. Просто одна в социалку, другая в дрочильню зверьков. Все довольны.
Я лично для себя 9-ку поставил ) единственное что - небольшое падение частоты кадров) Спасибо, обзор прекрасный ! для меня скорее всего игра года
". Особенно остро подмечать это придется на битвах с крупными боссами — они могут занимать по 10-15 минут реального времени, не давая права ни на единую ошибку."
дальше не читал, очередная дрочильня для ноулайферов, чем всегда СМТ и была
Для фанатов серии и жанра это 10 из 10. Всем рекомендую!
Но ожидайте очень долгую игру.
Ох уж эти " знатоки" Персоны и СМТ. Это разные игры по сути во всём, кроме демонов. Это как сравнить роман для подростков с намёком на гениальный сюжет и диссертацию по экзистенциализму, психологии и религии.
Учитывая что там есть 2 уровня сложности для самых раков,я бы вообще сложность не упомянал.
Сложность,это когда либо так,либо никак.
Ожидал плашку с Биг Боссом увидеть, неужто сюжет не зашёл совсем,? И это после максимально возможной оценки Персоны Рояль.
Основным источником которых являются амальгамы.
За миманов дают 5-6-8 и т.д. очков доблести славы, а за одну амальгамму 50-60-80 и т.д.
Я вообще не понимаю жалоб на сложность игры, так как в целом она +/- та же, что и в SMT3-4, но вот эти эссенции сделали её пипец на сколько легче - теперь вместо долгого порева с фьюженом, можно взять и из эссенций вытащить все нужные тебе навыки для демонов и без особых хлопот сделать себе универсального терминатора.
Ой не знаю, как по мне, повествование как раз очень хорошо дозировано, так что бы и не отвлекало от эксплоринга, и при этом к следующей порции сюжета ты не забыл, что было в предыдущей.
А вот музыка меня, кстати, не особо порадовала.
Медленные, депрессивные и зловещие мелодии хороши, но порой врубаются какие-то бодрые композиции, которые полностью рушат депрессивную атмосферу демонического постапокалипсиса.
Вот в SMT4 музыка была самая крутая, именно в плане того, как она работала на атмосферу.
Это серия, из которой выросла Персона, в которую добавили повседневность, что бы она стала как-то отличаться от основной.
Суть игр разная, не смотря на некоторые схожие игровые механики.
Персона о людях и взаимодействии с ними, СМТ о судьбах мира, и больше концентрируется на исследовании и познании этого мира.
Это не говоря о том, что Персона 5 сама по себе, как бы я её ни любил, является несколько переоценённой, и самой слабой среди последних трёх частей.
И да, считаю оценку заниженной, 9 тут минимум, я бы вообще 10 поставил, учитывая, что это не просто новая часть культовой игровой серии, а новая часть, совершившая огромный шаг вперёд по сравнению с предшественниками во всех аспектах.
Вообще рецензия, скажем честно, так себе, по ней реально создаётся ощущение, что вся суть игры в коллекционировании покемонов, и это печально.
@Decay-Reel про п5 это да. Вообще идеал персоны по стилю и наполнению как по мне тройка. Она и больше к данджен кроулер корням отсылает со своей рандом башней. 4ка тоже отличная и даже более цельная, но серость японского села мне не вкатила. Ну и камон - все заглавные персоны и рядом не стоят с Танатосом
Никакого "шага вперёд" здесь нет и в помине...серия крайне консервативна и в геймплее и по части сюжета, как и в подаче истории...по сути, от части к части, одно и тоже...изменения минимальны, не считая графики, меняющейся по прошествии времени😅. Излишне яркая и анимешная картинка, в данной игре, меня немного раздражает...третья часть, в данном плане, идеальна и как помне, лучшая в серии вообще, не считая Tokyo mokushiroku...но это ответвление, слабо связанное с серией и по сути, отдельно взятая игра...в общем, оценка отражает действительность, в кои то веки
.
@Decay-Reel подписываюсь под каждый предложением уважаемый!) подскажите плиз как правильно эссенции применять, беру персонажа из команды, выбираю эссенцию, появляется пустой список справа, с слева список с навыками, как и что работает ? п.с. я честно говоря прохожу на кэжуал, испугался высокой сложности, на этом уровне сложности пока не вникал в эссенции особо, 6,5 часов наиграл
вот реально никак не могу заставить себя пройти себя пятую персону, черепашьим ходом прохожу, ну удобно красиво, но блин не вставляет, сколько людей, столько и мнений конечно же
@Decay-Reel Отлично всё расписал. Коллекционку уже свою забрал?
Хз, побегал на эмуляторе, вообще не зацепило. Устаревшая игра и по графике и по геймплею
Я больше всего П4, как говорится, по эмоциям отбилась.
Когда заканчивал первое прохождение, у меня такое ощущение было, будто я там в Инабе реально год прожил и с дорогими друзьями прощаюсь. А когда проходил П4 Голден и после финальных титров пошёл эпилог, я пустил скупую мужскую слезу.
Ни одна игра ни до, ни после этого, у меня таких эмоций не вызывала.
Но 3 тоже крайне хороша, и в своё время вызвала у также крайне яркие и живые эмоции. И отдельное ей спасибо за отказ от рандомных боёв, что и в СМТ в итоге перекочевало.
А П5 по сути компиляция удачных идей П3 и 4, со знакомыми сюжетными элементами и характерами персонажей, которые сильно отличались в предыдущих частях, а тут вот прямо дежавю. Хотя если не сравнивать её с предшественницами, так-то тоже хороша, ну и плюс ей за то, что смогла привлечь к серии много людей, которые о ней до этого даже не знали.
@Mikdog
Выбираешь нужные навыки из списка слева и расставляешь в свободные слоты справа, нажимаешь Y, потом А чтобы подтвердить.
Я не осуждаю.
Я просто привык к серии, потму мне норм, но вот например если бы в разных соулзах был выбор сложности, я бы в них играл, в некоторые, а так, просто игнорирую.
Вот она, моя прелесть!
При чём когда оформлял предзаказ, написали, что ожидается 19го числа, а я ещё предпологал, что и дольше задержат.
И вдруг 13го числа утром прилетает смска, мол товар в пункте выдачи, приходите, забирайте - крайне приятный сюрприз был!
@Habeniht
А того, что впервые в серии вместо лабиринтов открытые пространства, что появилась вертикальность локаций, что прыжок добавился, что на локациях ходят демоны в своём истинном виде и размере 1:1 относительно героя, этого ты, как я понимаю, не заметил? И это самое явное, если не закапываться в детали.
Когда-то тащился от неё, переиграл в недавний ремастер, понял, что, к огромному моему сожалению, игра морально устарела и никак не проходит проверку временем.