Дим, дим, дам, да-да, дим, дам, дам: Обзор Clair Obscur: Expedition 33
Обзор 72 Комментарии: 83

Обзор Clair Obscur: Expedition 33

Дим, дим, дам, да-да, дим, дам, дам

Дата: 12.05.2025 23:55
41 11 8 популярные эмоции статьи
Shovel Knight
Платформы:
Разработчик:
Издатель:
Жанры:

action fantasy RPG

Clair Obscur: Expedition 33 привлекла внимание сразу на первых показах. Разработка ролевой игры в японском стиле началась в 2019 году, когда экс-сотрудник Ubisoft и большой поклонник Final Fantasy VIII Гийом Брош увлекся изучением Unreal Engine и создал демо, привлекшее внимание Франсуа Мёрисса. Вместе они основали студию Sandfall Interactive в Монпелье и начали трудиться над своей первой полноценной игрой. Сейчас она уже вышла и произвела настоящий фурор, заметный даже за рамками JRPG-сообщества. Так что же это — новая веха в жанре или очередная переоцененная поделка?

Clair Obscur: Expedition 33 начинается с красивой песни "Lumière" и кадров одноимённого города, напоминающего Париж начала XX века с характерной архитектурой и одеждой. Место словно застыло во времени, но там продолжают жить люди. Повсюду кружат лепестки, а за внешней красотой и праздничным антуражем скрывается легкая меланхолия. Вскоре игрок узнаёт, что в этом мире люди исчезают, достигнув возраста, указанного огромным числом в небе на большом монолите. Его раз в год переписывает могущественное существо, именуемое Художницей. Число каждый раз сокращается на один пункт, и чтобы остановить этот цикл, жители города собирают экспедиции. Именно в момент очередного похода и начинается игра. Так как отсчет идет в обратном порядке, то и экспедиции обозначаются соответствующе, поэтому эта — 33.

Поначалу сюжет оставляет много вопросов. Персонажи ведут диалоги очень естественно и не проговаривают очевидные друг для друга вещи только чтобы игрок понял экспозицию. Некоторые моменты и термины становятся понятны из контекста, а другие раскрывают позже — в более подходящий момент. Expedition 33 — тот редкий "зверь", который не держит игрока за идиота, рассказывая свою серьезную историю. Ближе к финалу всё действо обретает по-настоящему эпический размах, и как вишенка на торте — игроков ждут два варианта финала с абсолютно разной философией и без четкого разделения на "плохой" и "хороший".

Сценаристы смогли избежать самых заезженных клише жанра и предложили историю, которая одновременно захватывает и заставляет задуматься. В игре поднимаются темы, связанные с вопросами некой жертвенности, надежды и других философских смыслов.

В подобных произведениях важную роль играют персонажи, и они тут весьма интересные — каждый обладает своим характером, страхами, мечтами и личными трагедиями. При этом сценаристы, опять же, старались избегать типичных клише — мотивации героев понятны не сразу, но по мере развития истории каждый член отряда раскрывается и развивается исходя из обстоятельств, в которых оказывается вся экспедиция.

Внешне персонажи тоже весьма продуманы и красиво отрисованы. Ещё по первым показам было заметно, что Гюстав похож на Роберта Паттинсона, а Ренуар отдаленно напоминает Пирса Броснана. Однако играют их другие именитые актёры. Гюстав – Чарли Кокс ("Сорвиголова"), Ренуар — Энди Серкис ("Хоббит"), а Версо исполнил Бен Старр (Final Fantasy XVI). Захват лиц выполнен удачно, актёры отлично передают эмоции — будь то напряжённый спор, лёгкий юмор или ужас, как у Маэль в середине первого акта. Важно отметить, что во время разговоров в Гюставе действительно узнаётся Чарли Кокс — по его характерной мимике и жестам. Хорошая актёрская игра делает персонажей живыми и помогает глубже погрузиться в историю и атмосферу. Моими персональными любимицами стали Люнэ и Сиэль. Их исполнительницы не настолько известны, но голос первой принадлежит Керсти Райдер, которую можно услышать в Sifu, а второй – Шале Никс, принимавшей участие в озвучивании Metaphor: ReFantazio, Cyberpunk 2077 и Baldur's Gate III.

Важно отметить, что сюжет и геймплей гармонично сочетаются, а отношения между персонажами — это часть игрового процесса. Механика напоминает систему из серии Persona, но в несколько упрощённом виде. Общаясь с героями в лагере, игрок не только получает больше информации об их прошлом, раскрывая участников экспедиции с новых сторон, но и прокачивает уровень взаимоотношений, которые в свою очередь открывают новые умения.

Герои в команде действительно разные не только с точки зрения истории, но и геймплейно — у каждого есть какая-то своя дополнительная механика или особенность, которой нет у других. Например, Гюстав по ходу боя усиливает свою механическую руку, а от уровня заряда зависит сила атаки и анимация, меняющаяся в соответствии с мощностью удара. Люнэ накапливает энергию элементалей и дополняет магию за счет них — причем её система построена так, что для усиления огненных приемов будут требоваться элементали других стихий. Особенности рыжеволосой Маэль кажутся чуть проще: в зависимости от выбранных действий она переходит в разные стойки, меняющие её характеристики и некоторые другие нюансы.

У остальных бойцов также имеются свои уникальные механики, которые заменяют привычную ману и избавляют от утомительного менеджмента ресурсов между боями. Нужно сказать, что игровой процесс раскрывается постепенно, однако более подробное описание может слегка заспойлерить сюжет.

Боевая система Clair Obscur: Expedition 33 предлагает огромный потенциал для экспериментов с комбинациями и тактиками, что делает игровой процесс захватывающим и увлекательным.

Базово здешняя боевая система напоминает о классических JRPG со сражениями "стенка на стенку", очками действий и выбором движений через кнопки, как в Persona 5, что удобно. Однако разработчики пошли дальше и добавили элементы QTE, знакомые по Lost Odyssey. Во время атаки нужно вовремя попадать на указанные кнопки, чтобы усилить удар. В начале второго акта появится отдельная механика градиент-атак – это мощное действие, которое активируется при заполнении специальной шкалы, имеющей несколько уровней.

Важные нюансы касаются оборонительных механик. Во время атаки врага персонажи могут уклоняться, прыгать или парировать. Здесь у некоторых игроков начинаются сложности. Дело не только в крошечных окнах для нажатий кнопок и плавающем тайминге, но и в том, что многие враги плохо "телеграфируют" свои атаки. В таких ситуациях нужно привыкнуть и "нащупать" ритм каждого из непонятных ударов, а если не выходит, то полагаться на уклонения, у которых окна неуязвимости больше. При этом важно понимать, что парирование – очень сильный инструмент, позволяющий не только избежать урона, но и нанести ответный удар, поэтому оно и сделано таким сложным. Суть в том, что если четко отбивать все атаки, то победить можно любого противника независимо от уровня персонажей в команде. Особенно это чувствуется во второстепенных боях, где боссы часто заваливают сериями атак, требующими четкой реакции, и порой имеют неинтуитивные тайминги.

Стоит упомянуть, что парированиям можно учиться через уворот. Когда персонаж успешно уклоняется, то может возникнуть подпись "ИДЕАЛЬНО". Это значит, что игрок попал в тайминг парирования. Таким образом можно потренировать "идеальный" уворот, а когда он начнет получаться регулярно, уже начать парировать эту неудобную атаку. Это полезно в затяжных боях с боссами или в сегментах с однотипно атакующими врагами. Размер окон для уворота и парирования зависит от уровня сложности, поэтому если эти элементы не даются никак, то можно его понизить, и бои станут проще. Ну а на ПК есть ещё и мод, который регулирует парирование более детально.

В целом, боевая система предлагает огромный потенциал для экспериментов с комбинациями и тактиками, что делает игровой процесс захватывающим и увлекательным. Всё продумано таким образом, чтобы игрок постоянно искал новые подходы. Ключ к успеху – это планирование ходов и умелое комбинирование навыков. Последние, в свою очередь, должны быть подобраны и активированы в специальном меню, где всего по шесть ячеек для каждого бойца. Соответственно, надо своевременно всё менять, исходя из ситуации. При этом соединять в одну цепочку можно и нужно навыки членов всего отряда. Причем не только активные приемы, но пассивные умения, которые экипируются отдельно.

У каждого персонажа есть три ячейки для так называемых пиктосов — своего рода татуировок с магическими свойствами, которые находятся на локациях или получаются за победу в бою. Пиктосы влияют на разные параметры и при этом всегда имеют дополнительную характеристику, вроде прибавки к силе контратаки или неуязвимости к заморозке. После нескольких боев персонаж выучивает пассивную способность, и её можно использовать всем отрядом уже без экипировки этой "татушки". При этом каждая "пассивка" расходует специальные очки люмины, количество которых увеличивается с развитием героя. Механика устроена так, что нужно всё время выбирать эффективные сочетания в данный момент, ведь всё самое сильное поставить будет сложно, особенно в начале. Комбинаций и вариантов очень много, что дает простор для планирования, например, перед сложным боем, или позволяет адаптироваться под врагов в конкретной местности.

Сочетания противников и их сложность сбалансированы так, чтобы побуждать игрока всё время экспериментировать с экипировкой и навыками. Например, в один момент у меня выработалась эффективная стратегия, когда пара персонажей наносила мощный урон. Люнэ имела "пассивку" на право первого хода и накладывала ожог на всех противников, а следом действовала другая героиня, атаки которой распространялись на всех горящих противников. К тому же у обоих имелась способность "рулетка", которая с 50% вероятностью либо сокращала урон, либо удваивала его. Это было очень весело, но казалось, так можно будет побеждать простых врагов до конца игры, что могло бы и надоесть. Однако уже в следующей локации условия стали меняться, а эта стратегия перестала быть эффективной. Из-за такой вариативности противников и глубины боевой системы Expedition 33 сохраняет интерес и ощущение свежести от сражений до самого конца.

Помимо боевой системы, в Clair Obscur есть механики, завязанные на исследовании не очень большого открытого мира, реализованного в духе классических Final Fantasy с первой PlayStation. Имеются переходы к карте мира, где можно искать секреты и новые локации, а также более мощных противников. При этом случайных сражений не предусмотрено, все враги видны на карте сразу, что очень удобно. Иногда полезно вернуться в пройденные зоны, чтобы заглянуть туда, где до этого путь был закрыт или противники казались слишком сильными.

После перехода от глобальной карты в конкретную локацию у игрока отключается возможность смотреть на карту, а на компасе отсутствует даже ориентир, указывающий в сторону глобальной цели. Разработчики сознательно отказались от помощи в навигации, мотивируя игроков самостоятельно исследовать мир. Так, по их мнению, усиливается погружение. В различных интервью авторы подчеркивали, что хотели создать более атмосферное взаимодействие с окружающим миром, где каждый уголок и каждый путь должны быть изучены. Однако нельзя не отметить, что при таком подходе можно запутаться и забыть, куда идти. Конечно, совсем уж больших сложностей я не испытывал, но несколько раз блуждал в окрестностях той или иной локации, которую уже зачистил, чтобы вспомнить, откуда я пришел и куда надо двигаться дальше.

К слову, в Expedition 33 есть и элементы из "соулслайков" — например, знамёна различных экспедиций служат точками сохранения и прокачки, а также у команды есть свои аналоги фляг "Эстуса". Кроме пополнения здоровья и воскрешения павшего союзника, имеется тут и эликсир, дающий дополнительные очки действия. Всё это также прокачивается при помощи специальных предметов, найденных на локациях.

Визуальный обзор
Аддиктивный геймплей Аддиктивный геймплей
Атмосфера - она обволакивает и поглощает Атмосфера - она обволакивает и поглощает
Крутые боссы Крутые боссы
Крутой герой Крутой герой
охрененная графика охрененная графика
Море фана Море фана
Девочки Девочки
Прокачка Прокачка
Много лута Много лута
Файерболлы и проклятия Файерболлы и проклятия
они везде и они враги они везде и они враги
Открытый мир Открытый мир
Этот саундтрек хочется заслушать до дыр Этот саундтрек хочется заслушать до дыр
действие происходит после "конца света" действие происходит после "конца света"
Сплошные сопли Сплошные сопли
Закрученный сюжет - оторваться невозможно Закрученный сюжет - оторваться невозможно
Насилие и кровь Насилие и кровь
wow-фактор цветет и пахнет wow-фактор цветет и пахнет
Вампиры, зомби, черти Вампиры, зомби, черти
Не для всех (артхаус) Не для всех (артхаус)
Плохой конец Плохой конец
Звезды showbiz inside Звезды showbiz inside
Тупизм - ты застрял и не знаешь что делать Тупизм - ты застрял и не знаешь что делать
Epic от которого рвет задницу Epic от которого рвет задницу
Разрыв жопы детектед Разрыв жопы детектед
Жопозаживин Жопозаживин
крутой злодей крутой злодей
Сильная женщина Сильная женщина
Переведено на русский язык Переведено на русский язык

Визуальный обзор базируется на основных признаках игры и является дополнением к основному обзору.

Все элементы и нюансы складываются в единое увлекательное, глубокое приключение, которое с каждой минутой раскрывает всё больше граней. Expedition 33 — это не просто “ещё одна игра в стиле JRPG”, а проект, сделанный с любовью к жанру и уважением к игроку. Любовь Гийома Броша к Final Fantasy, особенно восьмой части, очень заметна. Вдохновение этой классикой видно, например, в различных фишках геймплея, вроде экипировки "пассивок" через магические предметы, которые ещё надо выучить в бою. Также свои аллюзии есть и в различных элементах дизайна, включая униформу героев — к слову, здесь же авторы отсылаются к Persona 3 с характерными повязками на рукавах. Самое главное в этом то, что на основе своих любимых произведений разработчики выработали собственный уникальный стиль и подход, который удачно развивает классические идеи, делая Clair Obscur: Expedition 33 свежей, цельной и самобытной игрой, где сюжет и геймплей очень сильно переплетены.

Что касается технической части, Expedition 33 на консолях предлагает два режима — "Производительность" и "Качество". Во втором случае игра работает в 30 FPS с более приятной картинкой, что вполне комфортно, учитывая пошаговые бои. Я тестировал проект на базовой PlayStation 5 и PC. Разница между максимальными настройками на ПК и стандартной консолью Sony заметна: на консоли разрешение ниже 4K, местами видны чуть более размытые текстуры, лесенки и пикселизация в волосах, а лёгкая дымка, скрывающая упрощённые детали вдали, кажется более густой. Однако в целом, игра выглядит очень достойно и красиво независимо от платформы.

Важно отметить, что Clair Obscur, как и многие релизы на Unreal Engine 5, серьёзно нагружает даже мощные ПК. На конфигурации с AMD Ryzen 5, 32 ГБ ОЗУ и RTX 4080 в 4K с "эпическими" настройками она выдаёт около 45-58 FPS. Этого хватает для комфортной игры, но разная длительность кадров даёт о себе знать рывками камеры, что на фоне стабильных 30 FPS может восприниматься менее приятно. Опция DLSS в режиме "качества" немного улучшает ситуацию, но работает не идеально. Ещё местами могут встречаться мутные текстуры рядом с высокодетальными, что напоминает подобное у Black Myth: Wukong. Видимо, особенности оптимизации движка Epic Games в сочетании с небольшой командой разработчиков выдает подобные моменты.

Радующие глаз местные красоты — во многом заслуга художников. С точки зрения дизайна авторы постарались наполнить мир французским антуражем начала XX века. Это чувствуется во всём — от архитектуры и элементов окружения до костюмов и характерного визуального стиля, где ранняя индустриализация переплетается с архаикой, а арт-деко соседствует с модерном, создавая наполненную особым шармом атмосферу. Его можно усилить, если играть с французской озвучкой.

Также особого внимания заслуживает постановка сцен: режиссура выполнена на высоком кинематографическом уровне. В некоторых моментах авторы используют интересные стилистические приёмы вроде чёрно-белого изображения или формата 4:3. Всё это добавляет стиля и самобытности.

Музыка в Expedition 33 тоже достойна отдельного разговора — саундтрек смело можно ставить в один ряд с лучшими образцами игровой индустрии. Французский композитор Лориен Тестар работал над ним пять лет. Вокал Алисы Дюпор-Персье — важная часть всего антуража игры. Её приятный и жизнеутверждающий голос отлично контрастирует с меланхоличным настроением в некоторых композициях и создает более глубокое ощущение, нежели просто радость или грусть. Также в нескольких композициях можно услышать вокал Виктора Борба — знакомый голос для тех, кто играл в Devil May Cry 5. Всё это не просто фоновая музыка: многие треки — полноценные произведения, которые могут зацепить любого.

Саундтрек вместе с происходящим на экране создает густую атмосферу, а основные композиции, звучащие на протяжении всей игры, ближе к концу приобретают более эпичные аранжировки, переплетая между собой симфоническую музыку и хард-рок. Композитор местами сильно отходит от французского шансона или классических инструментальных вариантов, добавляя в музыку больше сложных джазовых партий или чего-то в духе металла. Порой даже встречаются индастриал-композиции в стиле ранних Prodigy с отдаленно напоминающими Depeche Mode или Chemical Brothers элементами.

  • Комментарии
  • Форум
  • EDGE оценил Clair Obscur: Expedition 33 на 10 баллов из 10 — это 28 игра в истории авторитетного журнала с такой оценкой

    17 15.05.2025 05:50 от keldenis
  • Sony продала почти 80 миллионов консолей PlayStation 5 — динамика на уровне PlayStation 4

    26 15.05.2025 05:41 от Doug
  • Sony рассматривает перенос производства PlayStation 5 в США и повышение цен на консоли — иначе ей придется понести убытки

    20 15.05.2025 05:29 от skinnyelephant
  • Sony очень довольна продажами PlayStation Portal — портативное направление будут развивать

    4 15.05.2025 05:27 от Doug
  • Игроки провели 160 миллионов часов в Assassin’s Creed Shadows — Ubisoft довольна

    13 15.05.2025 05:05 от Serg358

Подводя некий итог, можно ещё раз в тезисной форме проговорить многочисленные плюсы и некоторые минусы, а также порекомендовать Clair Obscur: Expedition 33 абсолютно всем поклонникам жанра RPG, и упомянуть, что это однозначно один из претендентов на игру года...

Однако также хочется отметить важность этого проекта и его успеха для всей современной игровой индустрии. Это тот здоровый подход к играм, который сейчас крайне необходим. Речь идет не просто о механиках или жанре, а о принципах работы, когда небольшой коллектив выходцев из огромной корпорации сделал хорошую современную игру с красивой графикой, интересной постановкой и, что немаловажно, адекватным бюджетом. Гийом Брош и его друзья — не первые на этом пути, но таких проектов должно быть намного больше, и тогда мы все будем в выигрыше.

Возрастной рейтинг игры: 18+

Есть русские субтитры

Игра легально импортирована в Россию компанией "Ачивка"

Игра пройдена на:
PC
Правильные темы: есть
Продолжительность: 40 часов
1-2 злое говно
3-4 не надо
5-6 общепит
7-8 в самый раз
9 9 очень круто
10 шедевр!
Выберите эмоцию которую вызвал материал:
Вам понравился материал? Расскажите о нем друзьям!
Читайте также другие материалы:
Лучшие комментарии
Conqres
Conqres 69.71 13.05.2025 00:11 удалён
37

По эмоциям и ощущениям - чистая десятка. И лично для меня однозначно GOTY

Jababa
Jababa 62.37 13.05.2025 00:27 (изменен) удалён
11

С оценкой согласен. Моя банда в полосатых купальниках уже все что можно исследовала.

Можно было и Десятку поставить. Все таки давно такой игры не выходило.

Хотя зараза из за симона минус бал. Кто его создал тому чай без сахара.

Думаю потом перепройти с французской озвучкой и другими ведущими персонажами.

Давно так не был одержим прохождением. Круто еще что играл под праздники что работа не сильно отвлекала. В итоге за 50 часов прошел на 90 процентов. (Пара очивок осталась) собирашки типа музыки и журналов вообще ниочем. Все лежит на видных местах что даже искать не надо.

P.s. Бататы-троли с мемами просто шикарны. Их надо полюбому переносить в другие игры как Чобоко.

Azzy
Azzy 129.11 13.05.2025 01:30 (изменен) удалён
10

По поводу оценки 10 из 10. Я думал поставить 10, но в итоге склонился к 9. Для меня 10 всегда более эмоциональная оценка, и шаг от 9 к 10 меньше, чем между 8 и 9. Поэтому здесь всё же есть пара микроскопических шероховатостей, которые описываю в тексте. Это мелочи, но они есть, и я это больше воспринимаю как потенциал, куда можно развиваться.

По аналогии с играми Larian, для примера, вот когда-то я поставил 9/10 Divinity: Original Sin 2 и там тоже долго размышлял, 9 или 10, а потом была уже Baldur's Gate 3, и для меня там не было вопросов, это уже точно 10/10. Надеюсь, с Clare Obscure будет так же: игра уже очень сильная, но хочется верить, что их следующий проект станет ещё круче и будет уже прям на все 10.

P. S. У нас скоро выйдет отдельная статья о критериях оценки и что они у всех разные.

Комментарии (83)
Lambdass
Lambdass 60.48 14.05.2025 14:01 удалён
0

И та страдает и тот страдает, все страдают и ходят с такими страдальческими взглядами постоянно... напоминает русское культурное творчество - типа, чем больше страданий, тем величественнее произведение.

Не знаю о чем ты. Игра постоянно чередует комедийные эпизоды с драматичными. 
Конечно чем ближе к финалу, тем больше драмы, но там в целом довольно депрессивная развязка и к ней игрока готовят.

Ну, вот ты и сам говоришь, что "игра к этому подводит". Чем дальше, тем этого больше. Они там только и делают, что душевно истязаются и постоянно напоминают, как бы ща налакались вина. Каждый раз так и вспоминался Серебряков с бутылкой водки))))

В игре есть реально мощный и неожиданный драматичный момент. В остальном драма натужная. И ещё её портит откровенно хреновые переходы от игры к геймплею. Помнится, в одном обзоре FFXIII ругали за одну сцену, где после одного сюжетного откровения между Хоупом И Лайтнинг игра резко возвращается к геймплею, мешая значимости этого самого откровения. За одну единственную сцену. А вот, что Экспедиция чуть менее, чем полностью так скроена все чего-то молчат.

Ну на мой взгляд Экспедиция хороший пример того, как стоит нагонять драму и депрессивность, если уж это решено было делать в рамках сценария разрабами. 

Сама суть и причины конфликта укладываются в одном предложении и даже немного спойлерятся в саундтреке, что тоже для меня плюс, в отличии от какого-нибудь Kingdom Hearts, тут сценаристы сумели свести концы, чтобы у игрока осталось минимум вопросов в целом об игровом мире и (наверное) ни одного касательно конкретно событий игры.

Насчет разности геймплея и катсцен - я помню что-то такое иногда приводили в минус например Ларе Крофт новой, мол в катсценах она хрупкая, а в игре сама другим ломает хребты. Но драма в катсценах и клоунада в геймплее это по-моему вообще база японских игр, или ты может о чем-то другом и я не понял.

Dron
Dron 4.66 14.05.2025 23:35 удалён
0

Все хорошо, но рекомендовать игру всем нельзя. Тем, кто не умеет в строгие тайминги на всякие перри и увороты, я бы игру не рекомендовал. Ибо тут это не опциональная механика, а прям база всей боевки. Даже на легком уровне сложности. Да, можно билд насобирать, который на легком позволит не должить, но до этого нужно еще дойти. До Экспедиции только одну игру дропнул по той же причине - Секиро, где перри во главе всего. 

Забавно, что реакции у меня никакой и сколько я не пробовал, мне не дался ни один соулс-лайк. А тут игруху пролетел на средней сложности. Правда на уворотах, они попроще нежели паррирования.

Rocket.Desu
Rocket.Desu 2.57 15.05.2025 02:24 удалён
1

Не буду распыляться - игра отличная indecision

Настоящий глоток свежего воздуха, среди набивших оскомину ремастеро-ремейков, сиквелов, и всякого повесточного шлака. Боёвка - вообще шик.

Местами диалоги немного кринжеваты и скомканы (это я про лагерь), но это моя единственная полу-придирка. 

Чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться.
Еще нет аккаунта? Регистрируйтесь!