Обзор Ys X: Nordics
Японцы посрамили Ubisoft
Nihon Falcom - одна из старейших японских компаний, занимающихся jRPG. По влиянию на жанр она лишь немного уступает Square Enix. Отличие только в том, что Final Fantasy довольно быстро стала мейнстримовой, тогда как команда из Татикавы сфокусирована на бюджетных разработках, окучивая японский рынок. Несмотря на это, в последние годы на Западе выросла популярность ее двух основных серий - Trails и Ys. Нюанс в том, что постороннему человеку погрузиться в них проблематично.
Фишкой Trails стал взаимосвязанный сюжет, который разработчики распланировали на десятилетия вперед, а каждая игра из линейки ссылается друг на друга. Ys - это полноценный мастодонт и столп jRPG, который по количеству игр уступает только вышеуказанной Final Fantasy. С наскока к ней не подобраться.
Поэтому Ys X: Nordics выглядит как наиболее удобная точка для погружения во франшизу. Да, в ней имеются отсылки, но сама история и выбранный сеттинг вполне самодостаточны. Кроме того, в Nihon Falcom решили перетрясти основы геймплея, заодно предложив игрокам полноценную механику исследования большого мира на военном корабле.
События Nordics стартует спустя несколько недель после Ys II. 17-летний авантюрист Адол Кристин вместе со своими друзьями - силачом Доги и доктором Флэром - попадает в залив Обелия, который контролируют пираты-норманны.
Застряв в городке Карнак, герой становится свидетелем атаки бессмертных Григров, которые разрушают островной город и похищают местных жителей. Чудом сбежав на корабле "Сандра", Адол заручается поддержкой Балтийского флота норманнов вместе с дочкой местного ярла Карьей, став ее "братом по щиту". Им предстоит спасти обитателей залива и нейтрализовать угрозу.
Для постороннего человека описание сюжета выглядит вполне стандартно. Но для фаната серии со стажем пересказ способен вызвать истерику. Как уже говорилось, Ys - очень древняя серия, насчитывающая множество игр. И естественно, за эти годы разработчики успели не только пройтись по всем основным клише, но и неоднократно их повторить. И в Nihon Falcom все прекрасно понимают.
Дело в том, что Адол - это ходячий мем, суперпозитивный герой и борец за все хорошее против всего плохого. Его отличительной чертой является патологическое невезение в обращении с водным транспортом, из-за чего он постоянно терпит крушения и оказывается выброшенным на неизвестном берегу в бессознательном состоянии, где его обычно находит какая-нибудь девушка. Решение поручить юноше управление кораблем звучит как абсурд. Но это работает!
Клише никуда не делись, поэтому вы найдете все основные стереотипы японских персонажей, включая девочку, маскирующуюся под мальчика, и боевитого канючащего парня, над которым все доминируют. Сверх этого разработчики отсыпали своих очень странных представлений о культуре норманнов. Самым смешным результатом стало имя "Карья" (Karja), которое с финского можно условно перевести как "Корова".
Впрочем, за историей следить все равно интересно, ибо хватает интересных поворотов. Кроме того, тут интересно обошлись с финальным боссом, который не является злом во плоти.
Геймплей делится на три основные части. Во-первых, это обновленная боевая система. Некоторые западные обзорщики на релизе азиатской версии Ys X в 2023 году почему-то пытались проводить параллели с Dark Souls, но это не так.
Ложное впечатление могло сложиться из-за того, что в самом начале главным героям доступно ограниченное количество флаконов с зельями и ланч-боксов (дают регенерацию здоровья на 100-300 секунд), которые еще и необходимо восполнять. Но очень быстро их запас раздувается, а по мере прокачки игра становится только проще, из-за чего больше всего проблем вызывал один из ранних боссов.
В некоторых аспектах творение Nihom Falcom даже умудряется превосходить Skull and Bones! Японцы добавили полноценный штурм фортов и абордаж других кораблей
Особенность в том, что Адол и Карья за редким исключением действуют парой. Согласно задумке, девушка должна пробивать броню своими ледяными атаками, после чего нужно переключиться на красноволосого авантюриста, который специализируется на чистом уроне.
На практике все менее сбалансировано, что заметно по тому, что на стандартном уровне сложности уворот практически не нужен. Гораздо эффективнее стоять в вечном блоке и спамить совместными атаками героев. И куда удобнее облачить дочь ярла в более прочную броню, жертвуя эффективностью уклонений.
Сами сражения получились эффектными и веселыми, из-за чего по увлекательности их можно сравнить с какой-нибудь Diablo, когда вы забегаете в толпу врагов и начинаете выбивать из тушек горы ресурсов.
Каждый из персонажей может получить по четыре навыка, сверх которых доступны еще четыре совместных. Некоторые из них прокачиваются, другие можно получить за выполнение заданий, у торговцев или разблокировать по мере прокачки.
Определенный элемент тактики присутствует, хотя это все же более актуально для высоких уровней сложности. Атаки обладают разными эффектами и их можно объединять в комбо. Скажем, одна из них стягивает врагов в одно место, другая - разбрасывает, третья позволяет жонглировать оппонентом и так далее. Учитывая, что большую часть Ys X занимает именно зачистка локаций и подземелий от различных врагов, с этой задачей они справились отлично.
Но куда больше удивляет наличие боевого корабля. Для исследования нам доступна большая карта, поделенная на несколько регионов. В каждом из них есть несколько основных и побочных островов и различные активности, включая наземные и морские сражения, рыбалку, зачистку подземелий, побочные задания, поиск сокровищ, открытия обелисков с фрагментами лора и так далее.
Сама механика реализована очень дешево и местами очень примитивно, но при этом ничего не раздражает. Корабль умеет таранить вражеские суда, обстреливать их несколькими типов боеприпасов, выставлять защитный щит, а под конец он вообще начинает стрелять лучом смерти.
В некоторых аспектах творение Nihon Falcom даже умудряется превосходить Skull and Bones! Японцы добавили полноценный штурм фортов и абордаж других кораблей (пусть и очень своеобразно), чего современная Ubisoft в своем проекте АААА-уровня реализовать не смогла. Парадокс? Парадокс!
Третий столп Nordics - это социальный аспект, который традиционен для многих японских jRPG. "Сандра" выступает в качестве мобильной базы Адола и Карьи, а экипаж корабля постоянно пополняется за счет спасенных жителей Карнака, которые также открывают дополнительные улучшения, магазины и другие возможности.
Ресурсов в Ys X на все нужно очень много. Игрок может варить зелья, готовить ланч-боксы, организовывать ужины для экипажа (наделяют корабль пассивными бонусами,) прокачивать экипировку, создавать магические камни для усиления персонажей... И конечно, общаться. Очень. Много. Общаться.
Ветераны индустрии вываливают на игрока километры текста и часы озвученных диалогов, вот только на 80% эта болтовня состоит из воды. С другой стороны, она позволяет прикипеть к этим стереотипным, но таким разношерстным персонажам.
Визуальный обзор базируется на основных признаках игры и является дополнением к основному обзору.
Если хочется прокачать отношения с соратниками на максимум, то нельзя пропустить ни один из диалогов. Вот только всю игру создавалось ложное впечатление, что для этого достаточно выполнять персональные квесты. С ног на голову все перевернула только финальная часть.
Некоторые переговоры доступны только во время заплыва по заливу. Но создатели не предусмотрели в этом режиме возможность пропуска реплик кнопкой, из-за чего приходится мириться с очень длинными паузами (ускорение через настройки влияет только на обычные диалоги). Вы гораздо быстрее приплывете к месту назначения или вступите в бой, после чего все переговоры отправятся в архив.
Самая слабая часть Ys X: Nordics - это визуал. Да, студия обновила свою технологическую базу. Однако тотальная экономия заметна невооруженным глазом. Персонажи получились вполне детализированным и экспрессивными, однако анимации очень ограничены, из-за чего герои то и дело крутятся по стойке смирно на пятках или стоят в неестественных позах.
Часть наработок также не удалось реализовать в полной мере. У главных героев есть особые стихийные атаки по области, которые нужны для решения ряда головоломок. Адол умеет сжигать корни, а Карья - замораживать воду, образуя платформы. Вот только механика применяется очень редко. Пожурить можно и случайные стычки с одинокими вражескими кораблями, которые встречаются только в стартовом регионе.
Куда сильнее расстраивает окружение. Большинство локаций - это низкополигональные зеленые поля и пляжи со скалами на фоне примитивной водной глади. Запоминающиеся места в игре есть, но их можно пересчитать по пальцам одной руки, а попадаются они во второй половине кампании.
С глобальной картой все обстоит еще хуже. Острова и местные достопримечательности выглядят так, словно они прибыли прямиком из игр с PlayStation 2 (мы не преувеличиваем). Да и качество воды оставляет желать лучшего.
Я проходил Ys X: Nordics на Nintendo Switch, где она смотрится еще хуже. Эффекты были урезаны, что особенно ударило как раз по водной глади, а также по освещению. Многие объекты прорисовываются буквально перед носом, что только обостряет проблему низкой детализации.
При всем при этом игра начинает серьезно подтормаживать и даже подвисать, когда на экране начинается светопреставление. В версиях для ПК и консолей PlayStation не сильно лучше - та же дальность прорисовки является для японцев явно каким-то индустриальным стандартом.
А вот саундтрек, который совмещает в себе микс из классических инструментов пополам с электрогитарой, удался. Самое главное - за 50 часов прохождения рядовые композиции вообще не надоели, что стоит признать достижением.
В Азии игра вышла еще осенью 2023 года. Западный же релиз отличается за счет английской локализации. Скажем прямо - ожидание того не стоило, ибо подбор голосов оказался отвратительным. Особенно неприятно звучит Адол, который заставляет вспомнить про все дешевые локализации дешевого аниме разом. Не мучайте уши и включайте японские голоса.
Кроме того, я не могу полагаться за точность самого перевода, ибо персонажи периодически любят порассуждать про дискриминацию. В контексте некоторых из них это выглядит особенно нелепо.
-
"Вы даже не представляете, что вас ждет": Нил Дракманн подогрел интерес к PS5-эксклюзиву Intergalactic: The Heretic Prophet
57 -
WSJ: Работа над новыми фильмами про Джеймса Бонда парализована
5 -
В России снимут новые фильмы о Незнайке — сказочном персонаже Николая Носова
23 -
Тираж JRPG-серии Octopath Traveler от Square Enix превысил 5 миллионов копий
3 -
Датамайнер: Valve создает полноценную игровую консоль на базе Steam Deck
34
Ys X: Nordics - это грамотное развитие долгоживущей серии, а также прекрасная возможность для новой аудитории познакомиться с ней поближе. Достаточно сказать, что это первая jRPG, которую я смог пройти до конца.
Но стоит все же умерить ожидания, ибо у Nihon Falcom все же нет огромных бюджетов уровня Square Enix. Да и культурный багаж из японских традиций накладывает свою специфику. Если вас это не пугает - то добро пожаловать на борт "Сандры".
Дак он и недосягаем
а первыми прибежали совсем другие
вообще странно выносить в заголовок подобное сравнение. как будто это единственная отличительная черта игры и больше выделить нечего.
Сам учи, мне некогда.
Какой важный птица, деловая колбаса.
@TheXIIIDemon проходи со скай, а не с зеро если есть возможность. Наюту скип, к серии не имеет отношения кроме названия. Максимальные впечатления получаешь когда проходишь в порядке выхода. Действия всех игр происходят в одном мире, события и персонажи из прошлых игр регулярно всплывают в каждой последующей игре. Там самый живой мир в принципе в жанре, это не картонные декорации как обычно в играх. Это не просто камео или упоминания, в том же зеро хотя главные действующие лица и место действия другие, главные герои скай появляются, играют активную роль плюс развивают свою сюжетную линию (довольно эмоциональную) с ещё одним персонажем из прошлой арки. А к середине колд стила начинают воедино собираться персонажи и сюжетные линии предыдущих семи игр. Если не в курсе кто все эти люди, сюжет поймёшь всё равно конечно но когда знаешь их всех, всю их историю, их отношения, мотивацию - эмоциональный импакт серьезный. К слову в скай имхо лучший романс в жанре, наравне с фф8.
А "за сколько" ты их пройдешь, это зависит от стиля, можно рашить сюжетку - тогда они не сильно отличаются по длительности от других джрпг, а можно максимально исследовать мир болтая со всеми, выполнять сайдквесты, погружаться в лор и атмосферу. Там у каждого нпс своя мини история которая развивается на протяжении игры (а иногда даже нескольких арок). Можно пройти одну арку, чтобы прочувствовать о чём вообще игры, как они работают, если пугает количество игр (рекомендую скай или zero-azure если только одну проходить). Это не те игры, которые проходишь чтобы поставить галочку что закончил.
На мой взгляд время потраченное на трейлс стоит того, репутация серии среди любителей жанра более чем оправдана. Если дать серии шанс и возможность раскрыться - можно внезапно обнаружить для себя нечто крайне удивительное и уникальное.
Я начинал со скай, ничего особенного не ждал, визуально невзрачная, началась очень медленно. Но постепенно обнаружил что с интересом бегаю болтаю с неписями, сюжет набрал обороты и вот мы уже не убиваем крыс подвалах, а завязли в политических интригах и заговорах. К концу первой части осталось приятное послевкусие, был рад что поиграл. Сразу же запустил вторую (хоть они номинально отдельные игры, ощущается скорее как "второй диск"), и остался в восторге - настолько ярко продолжили. К концу второй понял что случайно наткнулся на шедевр, который со временем затмил для меня даже любимые финалки. Да серия не для всех, да там много игр и на них нужно время (не 4 года, скорее месяцы если всю серию проходить). Но впечатления остались намного ярче чем от стерильных "прошёл и забыл" фастфуд проектов.
Фф13 люблю, 15 донное дно (кингсглейв лучше чем вся игра), ремейки семерки хороши как дополнение к оригиналу, но именно как ремейки, как замена - слабоваты. На фоне золотой эпохи фф7-9 все они пыль. А Sea of stars это вообще смех в один ряд ставить.
Но ведь дальность прорисовки, на PS5 и ПК, намного лучше, чем на свитче.🙄
@ELka_sq Я уже давно понял, что главное это как раз поставить галочку, что прошел. Игр этих столько, что во все не поиграешь.
Если я не успею начать (или не начну) с Фром зеро, то как раз на свиче могу ремастер первого трейлса посмотреть. Если ты говоришь лучшая стартовая точка, ок. В след.году выходит. Естественно знаю, что там в серии фича, что квесты нужно в галвах выполнять, чтобы не пропали. Поэтому времени уйдет дофига.
YS (как и Trails) не за графон любим. Практически каждая часть - фановый рпг-слешер с крутым музлом, который постоянно пытается чем-то разнообразить геймплей. Нереально кайфанул от восьмой части в своё время, такое себе летнее приключение на острове. Надеюсь, что и здесь будет, как минимум, не хуже
И как дизайн персонажей влияет на жанр жрпг?
@archer-kun там все равно проблема японских игр, когда персонажи перед носом прогружаются
Первый раз слышу о них. Игра судя по Ютубу выглядит дёшево.
@BARULICK-sama потому что у них скромная реклама, и скромные бюджеты, когда square enix решила пойти в технологии графики и анимации в final fantasy, фэлком сделали акцент на проработку мира и сюжета на десяток лет вперёд. Нишевыми остались но те кто стал фанатами яростно поддерживают игры серии
Ну да. Эта игра вон оказывается вообще год назад вышла, а о ней никто не знает.
@PoohWithBugs Спасибо за обзор. Честно, не ожидал, что будет обзор) Можно по подробнее про Свич порт? VIII была хорошей. IX на Свиче тихий ужас, а не порт. (как только не стыдно его продавать)
@Another377 у DF в прошлом году был разбор. Играть можно, просто есть просадки и иногда фризы, когда много спецэффектов на экране
https://www.youtube.com/watch?v=tEMdcB1pb2Q
Очередной шедевральный заголовок от метра.
За всех то не говори, кому надо слышал.
Так же как и данная игра - никак
Как же не горит выше
Много частей прошли?)
@ELka_sq да какая там золотая эпоха фф10 и 12 тупо лучше. Ремейк максимально исправляет кринж оригинала, вдаваясь в детали. Там даже на уровне имен - Джони, Джесси, Дон Корнео видно, что они это написали на салфетке на переменке. ФФ5 и ФФ6 лучше 7 - 9 части, так как были максимальным 2Д, а не полумера эпохи пс1 в 3Д
Вы играете в то, что вам не нравится?
Любопытная перспектива конечно, но не соглашусь. Финалки эпохи пс2 тупо лучше разве что в плане графона (который даже сейчас приятно выглядит) и наличия озвучки (но до выхода ремастеров нужно было с андабом заморачиваться, чтобы из ушей не лилась кровь). Графон же для меня не то что сильно важен. И вот эта погоня сквейров за графоном, кинематографичностью, style over substance началась как раз с десятки, в итоге постепенно привела серию к текущему плачевному (имхо конечно) состоянию. Но как игры 10-12 ещё были неплохи (хоть и не люблю десятку из-за унылейшего сеттинга и сюжета).
Насчёт ремейк исправляет кринж - так там те же джонни, джесси и корнео, что же не исправили, уже бюджеты ведь явно не уровня салфеток на переменках. И не только не исправили, а сюжетно наоборот сильно добавили, причём настолько что весь этот цирк к третьей части может перерасти в кринж уровня последних частей кингдом хартс, всё в лучших традициях номуры.
За детали спасибо конечно (мне особенно понравились как раз биггс ведж джесси), но без растянутых филлеров и сюжетного бреда можно было и обойтись.
Полумера с пререндерами + 3д модельками в плане графона это отличное решение, я бы и сейчас от таких полумер не отказался. Недавно как раз играл в ремастер батен кайтос и порадовался насколько удачная идея была так сделать, всё ещё прекрасно ощущается.
Модельки семёрки конечно не очень, но в целом вышло неплохо. ФФ5 отличная, фф6 не зашла - но считать их лучше легендарных 7-9 из-за того что они 2д... оригинально.