Обзор INDIKA
Свечка за упокой Карла Маркса
В последние годы стало очевидно, что попытки разработчиков публично навязать покупателям свои политические взгляды до добра не доводят. У аудитории уже выработалась аллергия на такое поведение, из-за которого сами игры отходят на второй план.
Собственно, это произошло с INDIKA, которую издает польская компания 11 bit studios. Проект с ходу продвигали историей про то, как глава студии ODD METER Дмитрий Светлов "сбежал" из России в Казахстан и теперь слезно кается, называя население страны "политическими инфантилами". Абсурд заключается в том, что ролик был опубликован... осенью 2023 года. Налицо острый случай лицемерия. Такой подход с ходу перечеркнул любые попытки относиться к игре непредвзято.
Проблема в том, что за этой идеологической мишурой скрывается проект с красивой оболочкой, но пустой сердцевиной. Если быть еще точнее, это современная театральная постановка, которую попытались преобразовать в игру. Акцент, естественно, на слове "современная".
В центре истории оказывается монахиня Индика, которая никак не может ужиться с обитателями обители. Сама же она считает, что с ней разговаривает сам Дьявол.
Девушку высылают из монастыря, а в пути она встречает беглого зэка Илью. Последний хочет излечить гниющую руку, приложившись к чудодейственному Кудецу в Спасове.
Путешествие двух героев стало основной для рассуждений о роли женщины в патриархальном мире, проблеме веры, влиянии общества на человека и критике Церкви. К этим темам можно относиться по-разному, но очевидно одно — истории остро не хватает сюжетного мяса.
INDIKA весит 50 Гб, но проходится всего за четыре часа (доступная в демоверсии локация — это четверть игры). Когда повествование набирает обороты, все резко заканчивается, оставляя пользователя в недоумении.
Попытка дополнить повествование за счет флэшбеков с предысторией монахини положение не спасает. Наоборот, сегменты с пиксельной графикой рушат доминирующий гиперреалистичный стиль. А сверху все накрывают нелепая 16-битная музыка и слабая попытка нагнать "булгаковщины".
В INDIKA показана альтернативная Россия, где полуразрушенные города и деревни соседствуют с дизельпанковскими фабриками, на которых гигантскую сельдь закатывают в не менее гигантские жестяные банки
Парадокс в том, что из-за неумения разработчиков подавать основную мысль игрок может прийти к строго противоположным выводу. Последний звучит так: "Надо слушать батю — он дурного не посоветует".
Вопросы есть и к миру. В ODD METER прямо признавались, что они вдохновлялись INSIDE. Вот только если в творении Playdead окружение работало на пользу, когда игрок строит предположения о происходящих событиях, не имея никакого контекста, то "казахов" хватило только на декорации, которые быстро сменяют друг друга.
Да, в игре показана альтернативная Россия, где полуразрушенные города и деревни соседствуют с дизельпанковскими фабриками, на которых гигантскую сельдь закатывают в не менее гигантские жестяные банки. Но это всего лишь мимолетные мгновения.
Покритиковать стоит и озвучку. Очевидно, что к театральной постановке привлекли театральных актеров. Однако "авторское видение" привело к тому, что при прослушивании диалогов из ушей льется кровь.
Главную роль сыграла Анастасия Дьячук, которая сама по себе очень специфическая артистка. А в реалиях INDIKA у нее начинаются проблемы с дикцией. А Сергей Габриэлян, озвучивший Илью, вообще заикается и через слово матерится. Единственной отдушиной стал Ефим Шифрин в роли Дьявола, но его преступно мало.
Не все ладно и с геймплеем. В INDIKA заложены интересные элементы, которые разработчики никак не раскрывают. Скажем, два раза героиня попадает в Ад, где ей надо решать пространственные пазлы при помощи молитвы, но они слишком примитивны, а задумка не эволюционирует. Такое наблюдается по всей игре, когда буквально на минуту появляется уникальный элемент только для того, чтобы его отбросить в сторону.
Визуальный обзор базируется на основных признаках игры и является дополнением к основному обзору.
Погружению мешают и эфемерные очки опыта, которые выдаются за правоверные деяния (найти икону, поставить свечку и так далее). Игра прямо говорит, что вся эта прокачка не имеет смысла — и так оно и есть. Но нужно скорее для того, чтобы заставить игрока поставить свечку за упокой Карла Маркса, а не для передачи глубинного смысла.
Собственно, однозначно можно похвалить только работу художников. Благодаря Unreal Engine некоторые моменты из INDIKA сложно отличить от реальных фотографий.
Иллюзия немного разрушается, стоит посмотреть только на персонажей, качество работы над которыми скачет. Основные ресурсы были брошены на модельку главной героини, а вот Илье не повезло. Он выглядит как третьестепенный персонаж из поделок на Source Engine.
Хватает и проблем с оптимизацией. Проект не использует никаких новомодных технологий вроде Lumen и Nanite, но в отдельные моменты производительность может обрушиться в два раза. Также придется постоянно мириться с подвисаниями.
-
Инсайдер: Forza Horizon 5 для PlayStation 5 уже готова — Microsoft уверена, что новая версия станет хитом
30 -
«Сколково» запускает направление «Sk Игры» для развития индустрии вместе с Москвой
14 -
Хоррор Cronos: The New Dawn удивит боевой механикой — создатели ремейка Silent Hill 2 вдохновляются Resident Evil и Dead Space
1 -
В Warhammer 40,000: Space Marine 2 сыграли 5 миллионов человек — анонсировано обновление для PlayStation5 Pro
3 -
Проклятие PSSR: Remedy пока не может исправить Alan Wake II на PlayStation 5 Pro
98
Говоря откровенно, INDIKA — это претензионный пшик. Театральную постановку с плохо прописанной идеей попытались облачить в форму игры, но разработчикам не хватило бюджета или старания. При наличии забавных заготовок особенно остро ощущается дефицит не только сюжета с геймплеем, но и пресловутого сюрреализма.
Видимо, все усилия были брошены на создание того самого видео, которое опубликовала ODD METER. А "инфантил" в реальности у нас только один — сам Дмитрий Светлов. Бог ему судья.
.
А мне вот, напротив, нравится позиция автора обзора. Когда игры пытаются подстраиваться под политическую повестку, многие разработчики напрочь забывают о чувстве такта и уважении к игрокам из некоторых стран. Я сейчас не только про конфликт автора игры и России. Примеров много можно накидать в целом-то. Так что, я всегда говорил и буду говорить: искусство с политикой мешать не нужно. В данном же случае, разработчик решил поиграть в моралиста, проецируя на игроков какие-то свои внутренние боли, и, судя по всему, проиграл.
Сильное заявление. А Россия и 99,9 % её жителей вообще в курсе про этого, прости господи, автора?
Короче, виноваты все вокруг, кроме создателя игры
Я это заметил и пришел к аналогичному выводу. И кстати я не брал на себя морального права давать советов российскому автору обзора не упоминать вобще про ситуацию с автором игры. Наверное если бы я писал обзор я бы тоже упомянул, но только вкратце. Одним словом, скажем так. Типа факт был? - был, мы вас предупредили, поехали дальше смотреть на игру. А тут получилось так, судя по другим коментам, не моим, что и другие пользователи, и их не мало, посчитали, что автор обзора слишком углубился в разбор ситуации с автором игры. Надавив на больное, сделав акцент, что и вызвало массовое обсуждение политики, а не самой игры, её сеттинга без привязки к политической ситуации, героев, актерской игры, производительности, арт стиля и так далее.
Ну, по игре мнение автора мне понятно, а те, кто жалуется на то, что про нее ничего не рассказали, утрируют.
Чел и контора буквально ВЫСТРОИЛИ МАРКЕТИНГ вокруг не самой игры, а ужасающих моральных страданий аффтара и его борьбы, из-за того, что он оказался гражданином РФ. Нет, он не просто написал русофобию в своём бложике про терпение и т.д., игру для потребителей намеренно позиционируют как полит. и худ. высказывание борца с зловещим режимом. Всё.
Какие вопросы могут быть к тому, что автор обзора об этом информирует отечественную публику — не знаю. Настолько вопиющий случай, что о нём стоит упомянуть; в том же обзоре глубоко русофобского симулятора польского ресентимента (тамаурга) ничего не было, потому что хотя бы его не продавали, как БОРЬБУ.
Выдавать об этом споры из гор текста - глупость. Большая глупость, наверное, только приплетать смуту: никто её здесь не выгораживал.
Ну и люди, зачастую одни и те же, жалуются, что политику нельзя тянуть в игрожур, и приводят примеры оценок западной прессы. Если бы они прочитали эти самые рецензии западной прессы, то с удивлением бы обнаружили, что те значительно политизированны. Кто бы мог подумать.
@CringeEraser а мне, например, игру как борьбу автора никто не продавал. Я её впервые увидел на фестивале демо версий стима, я активно участвую во всех этих фестивалях, смотрю может по 30-40 проектов. Так вот на том фестивале где была Indika (вроде это был крайний фестиваль демок) она мне понравилась больше всех остальных проектов, по крайней мере только её я помню сейчас. И это при том что про то кто автор игры, что он говорил я не знал вот до обзора игры на Gamemag. И на странице в Стиме нигде не указано ни про позицию автора игры ни про что такое. И игра не продвигается в Стиме как "его борьба". И если вы говорите что это был основной посыл и козырь автора, то почему тогда об этом не расписано подробно в Стиме - основной площадке где игра продается игрокам со всего мира?
Еще важно сказать, что большинство игроков обзоры то не читают на специализированных сайтах и новости про игры не читают и уж тем более не следят за каждым гейм директором и гейм-дизайнером в соцсетях. Поэтому тезис о том что основной селлинг фичей игры была та, что это "антирежимная" игра я думаю не верный. Насколько я знаю довольно большой процент игроков например в Стиме и в магазинах мобильных приложений принимают первое базовое решение о покупке игры исходя из её картинки хедера. Вот настолько всё базово и просто. Потом смотрят скриншоты и видео из игры если оно есть, рейтинг игры в том же магазине и потом могут почитать несколько коментов на игру от других пользователей в том же магазине. А вы говорите там еще поди разбирайся что там кто и где говорил и в каких соцсетях писал. Не делает этого массовый среднестатистический игрок. Поэтому я думаю что высказывания автора игры были сделаны не для продаж, а для зарабатывания неких политических очков для себя. Ну и наверняка, чтобы западная пресса была благосклонна к игре. Пресса, но не массовый покупатель который прессу не читает. Бонус к продажам за счет потенциальной поддержки прессы - да, возможно. Основная продающая фишка - крайне сомнительно.
Я могу описать свои впечатления которые у меня возникли тогда от демки и попытаться предположить что такие же могли бы возникнуть и у других не ангажированных игроков. Эта игра мне показалась похожей на проекты французской Dont Nod, которая делает все эти интерактивные драмы про подростков. С примесью сюрреалистичного Мор Утопия. В сеттинге альтернативной фантастической стимпанк истории на фоне тяжелого периода Первой мировой войны и акцентами на религию, точнее с альтернативным взглядом на религию и веру. Что меня как человека не верующего не задело никак. Мало того я даже уловил вайбы хоррора от игры. Конечно проблемы игры и её мягко скажем не идеальность я тоже увидел, но посчитал что как для дебютного проекта это очень даже не безыинтересный проект. И я как человек который любит оригинальные инди проекты решил, что буде у проекта скидка, то я его куплю и пройду.
@Jolerty я вообще 90% юзеров нижнего презираю, потому что это или тролли, или малолетние зумеры без своего аналитического мышления. В PG в своё время Метро Луч надежды опустили до 7.Возвращаюсь,а там инцелы защищают оценку Stellar Blade от игроков, говоря, что критики-тридварасы, забывая про Байонету 3. В стопкек.ру пишешь за необоснованную критику авторов портала с фактами и логическими рассуждениями, и сразу их фанатики тебя минусят(забавно, что в YT их поносят,и обычно защитников неадекватности меньше).
Про дтп и их микроселебов вообще молчу. Там Санта-Барбара происходит периодически
@CringeEraser @Tigger
Вот, о чём я и говорил. Вы ведь не думаете, что второе место игре и почти 90% позитивных отзывов сделали либеральные российские релоканты и те многочисленные алжирские и сирийские мигранты из Парижа, которых волнует судьба России?
@nightmare2013 речь на стопкеке я так понимаю за Катюху Краснопольскую?)
Походу игра оказалась полным провалом. Ожидаемо. Через неделю уже 0 будет, как все русофобы переключатся на новый current thing!
@Sanchez прекрасная аргументация.От себя добавлю, что критикам вообще по барабану должно быть на игру и её "ангажированности". А) это авторская игра;б) это авторская игра из России и в) это ж сколько надо уплотить деревянных, чтоб критики фапали на твой проект, который, как и Pathologic 1-2 aka Мор.Утопия 1-2 и Тургор игра не для массовой аудитории, а для ценителей философских историй? Ну, то есть,да, типа "ущемлённый русский против Вовки", но типа... и что? Все забыли Моргенштерна(не, ну, а что политоту можно писать, а про сбежавших звёзд нет?), который никому за бугром не был нужен и вернулся на коленях? А ведь он бежал от тирании власти. Так в чём разница? При этом одного знают много людей, а другого вообще единицы. Высосанная статья чисто, чтобы на гамаге поднять количество сообщений
@Sanchez и за неё(и её бзики), и за Разбор полётов, и за Фена, который меня временно банил вообще за ничто
Думаю, ибо они ЦА. К примеру, у Отряда Самоубийц тоже высокая оценка в стиме (по крайней мере была на старте), ибо ее купили и оценили те, на кого она и целилась.
Ватники, причина тряски? Вы же должны понимать, что ваша тряска - лучшая реклама игре. Вы же не совсем тупые, ведь да?
Чел, вы и без тряски сожрете с громким чавканьем любое русофобское дерьмище, как основной продукт рациона.
Спасибо кстати за рекламу Atomic Heart, тряска была нереальная.
@Tigger я не совсем понимаю параллель, а на кого целился Отряд Самоубийц кто ему потом обеспечил высокие рейтинги? И обвалились ли потом эти рейтинги? Я честно говоря не следил за ситуацией с игрой, потому что первый же CG ролик представивший дизайн игры и потом первый же геймплейный ролик показали мне, что мне эта игра не нравится и не будет интересна и я за ней не следил и судьба мне её была безразлична.
@Tigger
мое единственное обвинение в комменте было чисто автору обзора за наброс, но если конкретно за создателя игры говорить, то он действительно не виновен, ибо в самой игре прям вообще нет навязывания/продвижения его личных взглядов по этим вопросам, за которые его собственно и обвиняют.
Ради интереса решил чекнуть первый топ 6 на опенкритике, которые как раз до гамака идут
3/6 вообще ничего не сказали и не трогали политику
2/6 упомянули в обзре, что студия в процессе разработки релоцировалась в казахстан
1/6 упомянул про то самое интервью, причем в отдельной плашке в конце, при этом сам обзор не был никак политизирован
.....))
@nightmare2013 c коммента кекнул, но правда в нём есть. Со stellar blade вообще ситуация спорная, там юзер скор завышен скорее чисто как ответ вокнутым ааа играм, которые боятся хоть как либо минимально показывать красивых женщин на её фоне. При этом в самой игре на первый взгляд вроде как очень солидный геймплей, который подкрепляет эту оценку(но не оправдывает её). Сам правда не играл, чтобы как либо подтвердить или опровергнуть это. Журналюгам там тоже прилетает не мало, которые сравнивают с примерами своих идеалов вроде байонетты или ниер, при этом самих критиковавших их в прошлом за излишнюю сексуализацию. В общем можно брать попконр и обляпываться)
@Jolerty я тоже подтверждаю, что пройдя демку которая является оказывается 1/4 игры не увидел никакой русофобии. Ну такая тяжелая история, драма про Российскую империю в альтернативной истории. Но человек считает насколько я его понял, что русофобия это уже то когда ты делаешь игру про Россию и не показываешь её в максимально позитивных светлых радостных жизнеутверждающих тонах. Что на мой взгляд не разумно по той причине что по такой логике должны отсечься просто горы тем о которых можно было бы рассказать. Ну хоть бы и Великая Отечественная. Вот недавно выходил фильм "Воздух" про летчиков во время ВоВ. Я просто таки уверен, что этот фильм не снимали и не продвигали либералы. Тем не менее фильм очень даже мрачный, люди в нем страдают, умирают, им тяжело и больно. Показан голод в Ленинграде. Показано то, что в начале войны техника Советского Союза крайне уступала технике немецкой армии по ТТХ. И я считаю, что от этого фильм и реалистичнее и не обесценивает подвиг людей прошедших войну. Для начала потому что есть превозмогание героями тяжести ситуации, чтобы те кто знают про войну только по учебнику не думали что это было легко и просто и типа раз все сделали, всех победили, всех разбили. Фильм кстати не супер крутой, у него есть куча проблем в том числе и с главной героиней, но тем не менее антураж я считаю в фильме был правильный.
Я попытаюсь привести возможно странный, но пример. Фильм Гая Риччи "Джентльмены". Там есть смешная ситуация, приведу не дословно -"Бенни, черный ты мудила, а ну ка лезь на ринг, чего я тут один пашу" -"Тренер, Майки назвал меня черным мудилой, это же расизм" - "Нет Бенни, это не расизм. Ты черный это факт и ты мудила это факт. Майки не сказал что ты мудила потому что ты черный".
Перекладываю на ситуацию с играми про Россию и конкретно на Индику. Если в такой игре показано мрачное окружение или тяжелая история это не значит что авторы считают или намекают что Россия всегда и везде такая. Россия разрушена во время войны - это не значит что Россия разрушена потому что она Россия и это её естественное состояние. А по факту она разрушена, потому что война. Но впрочем насколько я понял у господина @Tigger иное мнение и его не переубедить никак. Ведь автор Индики высказывал либеральные мысли и взгляды, а значит теперь любое его творческое высказывание о России хоть в сколько-нибудь не позитивном тоне означает, что он её очерняет. Кроме того Россия находится под информационным прессингом и поэтому нельзя делать не позитивные творческие высказывания где фигурирует Россия. То есть мы должны отменить любые произведения про войны, про семейные конфликты, про трудности взросления, конфликты социального становления детей, про психологические проблемы людей и попытки их решать, про кризис веры, а также про преступников и людей которые расследуют преступления и так далее и так далее. Сотни и сотни таких тем, но все они получается бросают тень на русских если происходят в России. Ну как в Советском Союзе всего лишь один из примеров - маньяков у нас не было, сексуального насилия не было, мы ведь высокоморальное общество. А вот нет же, были. Когда есть проблемы про них надо говорить, чтобы попытаться понять и решать, а не заметать под ковер.
Ты привел в пример высокие рейтинги в стиме. Так вот у Отряда Самоубийц тоже были высокие рейтинги в стиме на релизе, и многие приводили их в качестве доказательства, что игра на самом деле просто незаслуженно обруганная. Так вот ее просто купили те, кого не отпугнули все красные флаги до релиза, и им она закономерно понравилась. Поэтому сие не есть показатель.
Сейчас рейтинг у игры "В основном положительные", кстати.
@Sanchez
Есть. Создание подобного продукта сейчас вкупе с продвижением именно под определенной повесточкой не может быть случайным.