Боже, да избави нас от ярости норманнов: Обзор фильма "Варяг" Роберта Эггерса
-
Разработчики «Авроры» предложили использовать ОС на российской игровой консоли
7 -
Российские владельцы PlayStation 5 через суд потребовали от Sony 3 миллиарда рублей
59 -
Grand Theft Auto VI может предложить огромную карту по сравнению с Grand Theft Auto V
24 -
Потемкинский игропром во мгле: Обзор игры "Смута" (Smuta)
59 -
Представлены фигурки Люси, Гуля и Максимуса из сериала Fallout
11
Свой рассказ о фильме хотелось бы начать с пояснения по поводу русскоязычного названия, которое осталось у The Northman даже после отмены проката. Наши локализаторы “славятся” умением адаптировать заголовки там, где это не нужно, и на мой взгляд, здесь как раз такой случай. Хотя у названия “Варяг” есть небольшое сюжетное обоснование, учитывая весь контекст фильма, “The Northman” лучше было бы локализовать как “Норманн”. Это слово вполне употребимо в русском языке, когда речь идет о древних скандинавах, а “Варяг” всё же собирательное обозначение скандинавов на Руси.
За предыдущие семь лет Роберт Эггерс успел несколько раз громко заявить о себе как о талантливом режиссере. Его “Ведьма” и “Маяк” собрали множество престижных номинаций и наград. Режиссер закрепил за собой славу человека, умеющего воплощать на экране суровые мифы и легенды, которые он передает с большим количеством нужных деталей и богатым символизмом. После этого он решил заняться экранизацией скандинавских легенд, а точнее популярной историей о принце Амлете.
Сюжет “Варяга” основан на труде Саксона Грамматика “Деяние данов”, который в свою очередь послужил основой для Шекспировского “Гамлета”. Историю мести за отца своему же дяде мы видели уже много раз и в разных интерпретациях, поэтому сначала кажется, что кино не сможет нас удивить. Однако происходящее на экране всё равно завораживает и поглощает. Несмотря на то, что эта история кажется общеизвестной, детали и сюжетные повороты в этом фильме отличаются от тех, что были у Саксона Грамматика, и это придает повествованию собственной пикантности.
Как и в предыдущих фильмах Эггерса, здесь события на экране развиваются плавно, и режиссер аккуратно погружает зрителя в эту странную, но притягательную атмосферу мистической Скандинавии. Стоит отметить блестящую работу актёрского состава. Даже короткие появления Уильяма Дефо, Бьорк и Итана Хоука запоминаются надолго, а великолепная химия между Александром Скарсгардом (принц Амлет) и Аней Тейлор-Джой (чародейка Ольга) заставляет переживать за них, как за родных.
Авторы фильма постарались насытить практически каждый кадр большим количеством деталей. Вместе со своеобразной и часто меняющейся цветокоррекцией каждая сцена выглядит потрясающе. Здесь и резные колонны с характерными символами, и пшеничный “кокошник” с контрастным черно-белым макияжем на голове у некой провидицы в исполнении Бьорк. Роспись на шлемах и оружии, различные ритуалы и языческие обряды – всё это художники, декораторы и цветокорректоры сделали запоминающимся. Часть сцен выполнена в однотонных и часто холодных оттенках, однако при этом сами цвета очень мягкие и приятные для глаз, а некоторые отдельные яркие моменты акцентируют внимание зрителя на нужных деталях. Режиссер нередко снимает сцены длинными планами с интересными ракурсами. Порой в кадре присутствует некая симметрия или скорее какая-то общая гармония всех объектов. Порой в таких случаях хочется сделать скриншот и повесить его как картину.
В “Варяге” много скандинавского мистицизма и символизма, которые так часто встречаются в сагах. Всё языческое нутро главного героя помогает ему осуществить его планы. Здесь и вороны, спасающие его от казни, и оружие, работающее лишь при определенных условиях, и многое другое. Атмосфера этой киноленты хорошо передает суть легенд, которыми вдохновлялись авторы фильма. Местами сцены и диалоги сняты в виде сна, видений или сюрреалистических галлюцинаций. При этом почти всегда мистика неплохо обыгрывается и “приземляется”. Таким образом создателям фильма отлично удалось скрестить темное фэнтези, мистику и триллер вместе с исторической драмой.
Говоря об атмосфере, нельзя не упомянуть о музыке и звуковом сопровождении, где каждая составляющая подчеркивает суровость этого мира. Языческие напевы и шаманские пляски местами напоминают композиции популярной неофолк-группы Heilung. Звуки варгана и горловое пение перемешиваются со звуками природы и аккуратно дополняются другими струнными и духовыми инструментами, которые в минуты напряженных или боевых сцен начинают играть более агрессивно, а в моменты спокойствия звучат более разряжено и тихо.
Что касается боевых сцен, то и здесь съемочная группа постаралась показать суровость северных воителей во всей красе. Местами оператор непрерывно следует за одним персонажем или обходит поле боя таким образом, чтобы зритель мог понять масштаб происходящего и одновременно с этим оценить мастерство свирепых воинов. Конечно, встречаются тут и странные моменты, например, когда отряд берсерков взбирается на стену без лестниц и какого-то серьезного сопротивления или когда некоторые войны не очень активно блокируют удары щитом. В остальном драки брутальные, зрелищные и эффектно снятые.
Ну и под конец хотелось бы упомянуть о стараниях Роберта Эггерса соответствовать исторической достоверности в плане реквизита. Я, конечно, не профессиональный историк и с нетерпением жду разбора этой кинокартины от знающих и понимающих людей, однако как любителю скандинавского фольклора мне кино показалось очень аккуратным в части изображения быта и различного инвентаря, мелькающего в кадре. Возможно, кто-то из специалистов заметит несоответствие, например, в деталях экипировки в обозначенных датах или в наличии христиан в этих окрестностях, но в любом случае кино стоит похвалить за то, что в нем практически нет заскорузлых киноштампов про “викингов”.
Одни из самых частых шаблонов Голливуда, когда речь заходит о древних скандинавах – грязные лица и мрачные одеяния. И то и другое призвано показать суровый варварский нрав, но на деле это часто доходит до абсурда. Здесь же герои нередко могут быть облачены в голубые, зеленые или красные одеяния, что гораздо вернее набивших оскомину темных кожаных нагрудников. Ну и главное разрушение шаблонов – в одной из сцен показано, как древние скандинавы моются, и в целом грязные физиономии в кадре присутствуют лишь во время битв или работы, что логично, и лично меня это очень порадовало.
Подводя итог, хочется сказать, что это выдающаяся кинокартина, которая, к сожалению, понравится не всем из-за специфичности повествования и немного затянутой середины. Однако если вы любите скандинавские саги, брутальную атмосферу и изобретательную съемку в сочетании с интересной цветокоррекцией, то получите большое удовольствие от просмотра. Лично для меня “Варяг” — первый претендент на звание “Лучший фильм 2022 года”.
9/10
Читайте также: Нейтан Дрейк вдали от дома: Обзор фильма "Анчартед: На картах не значится".
Подписывайтесь на наш Telegram канал, там мы публикуем то, что не попадает в новостную ленту, и следите за нами в сети:
Telegram канал Google Новости Яндекс Новости Яндекс Дзен- 19.04.2024 Руины замка Дракулы в геймплейном трейлере V Rising — игра выходит из раннего доступа 8 мая
- 19.04.2024 Сиквел «Мятежной Луны» вышел на Netflix — критики прохладно встретили «Дарующую шрамы»
- 19.04.2024 Разработчики «Авроры» предложили использовать ОС на российской игровой консоли
- 19.04.2024 Retro Studios оптимизирует Metroid Prime 4 для работы в 60 FPS
- 19.04.2024 Grand Theft Auto VI может предложить огромную карту по сравнению с Grand Theft Auto V
- 19.04.2024 Российские владельцы PlayStation 5 через суд потребовали от Sony 3 миллиарда рублей
Не смотрел еще Варяг, но Ведьма и Маяк от этого режиссера зашли просто на ура и сразу в коллекцию.
Эх такую бы assassins creed valgalla бы но юбики всегда будут в детский сад играть
Все актеры шикарны, фильм зашел.
Аня Тейлор-Джой в новом амплуа.
Николь Кидман страшна как смерть, наверное грим, т.к. в начале фильма вроде нормальная.
Бьорк играла Сиирисс.
Итан Хоук, Уиллем Дефо не узнать вообще, бородатые и волосатые постоянно в говне, но не всегда.
Не жалею потраченного времени.
@lex вопрос, как ты посмотрел фильм? Уже есть переведенная версия в качестве? Спасибо
@d_fyr Да, вышла в качественном переводе в первый день, как только тут появилась новость, ищи на Торренте Едишине.
В одном из подкастов который я слушаю, отметили что она как будто не настоящая. Такой эффкект наврное из-за пластики. Там же отметили, что сейчас от Джоли такой же эффект. В целом наврное в этом есть зерно правды.
Роль Кидман в фильме кажется остраненой, а сюжетная развязка странной, но в целом, если смотреть в контексте фильма как легенды, то вполне укладывается, просто резковато. С другой стороны если бы на это выделили больше хронометража, мне кажется было бы хуже.
Хм...
Ну ок.
@Azzy СПБ за лайк!
Посмотрел - совершенно не нашёл, чем восхищаться, хотя сам я большой поклонник северной тематики.
Нет.
Практически тот же образ, как и в первой половине Ведьмы.
Ничего подобного.
В начале фильма прекрасна, потом с гримом, так как прошло 20 лет.
Нормальная, пожилая тетка.
Было бы странно, если за 20 лет в таких условиях проживания она осталась прежней.
Ну... ок.
Хотя нет.)
Хоук бородатый прекрасен.
Ему очень идет, как и то, что с возрастом он стал более интересным и импозантным.