
Вспоминаем Xbox 360 и как Xbox One проиграл консольную гонку. Как спасти Xbox Two и для чего это нужно
- Комментарии
- Форум
-
Важный шаг вперед: Обзор умной колонки «Яндекс Станция Стрит»
4 -
Сложный и трагичный поступок Джоэла: Нил Дракманн объяснил, что хотел сказать в финале The Last of Us
89 -
В России предлагают выдавать гранты на разработку киберспортивных игр
13 -
Хоррор «Дожить до рассвета» вышел в «цифре» через месяц после премьеры в кино
5 -
О Silent Hill f поговорят 5 июля
1
Исторически сложилось, что для Gamemag.ru основной консолью прошлого поколения был Xbox 360. Конечно, на PS3 и Wii было много интересных и горячо любимых нами эксклюзивов, но именно на платформе от Microsoft редакторы сайта играли чаще всего. “Зеленая” приставка появилась на рынке в период, когда компьютерное железо еще не перешло на новое поколение графических ускорителей NVIDIA, а консольные конкуренты в лице Sony и Nintendo опоздали на год-полтора. Именно это, вместе с интересными эксклюзивами, лучшей мультиплатформой, инновационным сетевым сервисом и расширенными социальными возможностями для геймеров (кросс-игровой голосовой чат и ачивменты изменили все!), дало Microsoft необходимую фору, чтобы завоевать доверие рынка. На этом фоне особенно печальна участь Xbox One - третьей приставки от американской компании.
One стал спорным продуктом еще до своего релиза. Многочисленные слухи об обязательном онлайне и относительно слабой начинке не внушали оптимизма, как и сомнительная политика Microsoft в последний год жизни Xbox 360. Когда Sony радовала аудиторию огромным количеством самых разных эксклюзивных проектов, в том числе и шедеврами, вроде Journey и The Last of Us, на Xbox 360 вышло только несколько неплохих аркадных игр, провальный Gears of War: Judgment и кривые проекты для Kinect. На презентации новой платформы Microsoft говорили не об играх – во главу угла был поставлен ТВ-функционал и Kinect, а английская аббревиатура “TV” и слово “Television” в совокупности были произнесены более 50 раз. Такое "новое направление", как назвали это представители корпорации, совсем не обрадовало сообщество геймеров, нетерпеливо ожидавших информацию об игровой приставке следующего поколения и свежих новинках для нее. Объявив о необходимости постоянного коннекта консоли к сети и невозможности свободно перепродавать подержанные игры, Microsoft вызвала шквал ненависти к себе от некогда лояльного сообщества геймеров и торговых сетей - особенно в США, где очень популярен рынок б/у, а обязательная привязка к старому, медленному и дорогому американскому интернету не вызвала у аудитории ничего, кроме гнева и разочарования.
Люди снимали жесткие видео на YouTube, оставляли сотни тысяч негативных комментариев в социальных сетях и на форумах, обвиняя Microsoft в фундаментальном непонимании того, что нужно геймерам. По мнению комьюнити, руководство американской компании просто забыло, что сделало Xbox 360 в свое время таким популярным и по-настоящему народным.
Прочие недостатки системы отвернули еще большее количество пользователей от платформы: консоль оказалась слабее конкурента, была огромной, имела только горизонтальный вариант расположения с внешним блоком питания, при этом умудрялась стоить на 100 долларов дороже. С учетом развития аналитических технологий, YouTube и социальных сетей, создатели контента активно изучали, а затем детально рассказывали аудитории о всех железных просчетах Microsoft: о медленной памяти, базовой версии процессора (у конкурента была разогнанная версия), о бутылочном горлышке в лице 32 МБ ESRAM, которого не хватало для полноценного 1080p-изображения в большинстве проектов, о прожорливой и неудобной операционной системе и бесполезном Kinect, который умудрялся отъедать часть ресурсов…
Попытку Microsoft вернуть доверие аудитории сложно было назвать успешной. Конечно, решение компании отказаться от постоянного онлайна часть пользователей восприняла позитивно, но другие увидели в этом проявление слабости и отсутствие сильного руководства, которое знает, что делает.
Геймеры не понимали, зачем им платить 500 долларов за слабую громоздкую систему и ненужный Kinect. Часть аудитории напрочь отказывалась приносить домой продвинутую камеру со встроенными инфракрасными датчиками и микрофонами, считая это попыткой слежения и вмешательства в личную жизнь.
Вокруг Xbox One как огромный снежный ком образовался мощнейший негативный сарафан, который растоптал репутацию бренда. Простые геймеры, сайты, блоггеры, игровые компании, продавцы в магазинах - все советовали покупать и играть на PS4. Естественно, что Sony, которая к тому моменту не только значительно улучшила свой сетевой сервис и получила на PS4 анонс новой крупной игры от BUNGIE, бывшего главного разработчика Xbox, с эксклюзивными особенностями, сразу же воспользовалась слабостью конкурента, откровенно издеваясь над решениями Microsoft. Чего только стоил официальный гайд от PlayStation по обмену б/у играми…
Официальный слоган PlayStation 4, "For the Players", оказался новым "Jump In". Неудивительно, что бывшие фанаты Xbox по всему миру массово мигрировали с Xbox 360 на PlayStation 4, которая стала настоящим хитом продаж, а сама Sony получила народный статус спасительницы нового поколения игровых систем.
Выправить положение не помогло даже увольнение руководства Xbox, интересные эксклюзивные проекты в первые два года жизни системы, отказ от Kinect и массивная рекламная кампания с покупкой временной эксклюзивности популярных игр, вроде Rise of the Tomb Raider.
После смены начальства Microsoft отдел Xbox был перестроен. Со временем компания решила отказаться от эксклюзивных проектов в пользу мультиплатформенных релизов с Windows 10. Все игры издательства стали выходить на ПК одновременно с Xbox One. Возможно, это позволило показывать впечатляющие цифры по инсталбазе инвесторам (количество теоретических пользователей сразу подскочило до небес из-за продаж устройств на Windows 10), но как приставка Xbox One стала еще менее интересной пользователям.
Очевидно, подразделению сократили бюджеты: были закрыты некоторые студии, сокращены локальные офисы, а качество и количество выпускаемых игр ощутимо упало. Microsoft окончательно отказалась от крупных имиджевых проектов, прикрыв разработку Scalebound от PlatinumGames и не продлив контракт с Remedy. По сути, у Xbox из хедлайнеров осталась только серия Forza, которая продолжает радовать геймеров из года в год. Правда теперь она делает это не только на Xbox, но и на ПК.
[Scalebound - отмененная Microsoft игра от Хидеки Камии]
В свою очередь популярную ролевую серию Fable Microsoft закрыла вместе со студией Lionhead, а Halo 5: Guardians не смогла оправдать ожиданий, получив самые низкие оценки среди игр основной серии. На этом фоне Gears of War 4 с мощной пострелизной поддержкой выглядел более достойно. Очевидно, там сказалось участие в проекте создателя серии, Рода Фергюссона, который, как и Дэн Гринвальт в случае с Forza, был заинтересован в выпуске качественной игры. Остальные проекты либо лишились своих изначальных творческих руководителей, болеющих за продукт, либо никогда их не имели.
Сильное отставание от конкурентов привело к тому, что Microsoft, в отличие от Sony и Nintendo, больше не публикует детальные отчеты продаж, ограничиваясь лишь успехами Xbox Live и сомнительной статистикой действий пользователей в отдельно взятых проектах. Судя по данным сторонних издателей, продажи Xbox One во всем мире почти в три раза уступают цифрам PlayStation 4, а Nintendo Switch должна обогнать One уже в начале следующего года.
Вышедший в конце 2017 года Xbox One X ситуацию не изменил: несмотря на свою мощность, система появилась через год после PS4 PRO и через девять месяцев после Nintendo Switch. С учетом того, что эксклюзивных хитов на консоли от Sony с каждым годом становится все больше, а все игры с Xbox можно запустить на ПК с еще более продвинутой графикой, консоль от Microsoft оказалась наименее интересной для покупки.
Конечно, в США, на самом лояльном для Xbox One рынке, время от времени подвижки наблюдаются, особенно с учетом частых и выгодных акций со снижением цены, однако там консоль Microsoft все равно отстает от других. На сегодняшний день бренд Xbox практически полностью мертв в азиатском регионе и большинстве стран Европы, где дела у Xbox 360 шли в разы лучше.
Весь 2017 год пользователи активно скупали новую Nintendo Switch, ряд игр для которой в кратчайшие сроки сделали по 10 миллионов продаж каждая и получили невероятно высокие рейтинги в прессе. В свою очередь из топовых крупных релизов американская компания за последние 12 месяцев смогла предложить только очередную часть Forza Motorsport.
Опоздание, отсутствие реальных эксклюзивов, ради которых стоило бы бежать в магазин за приставкой, и высокая относительно конкурентов стоимость помешала Xbox One X стать по-настоящему популярной. Microsoft пыталась исправить положение с помощью обратной совместимости с проектами для двух прошлых поколений, взывая к ностальгии, но этого оказалось недостаточно для того, чтобы убедить аудиторию отказаться от God of War и The Legend of Zelda и вернуться на Xbox. Не спешат пользователи других систем перейти на Xbox One и ради раскручиваемого сервиса Xbox Game Pass, предлагающего доступ к сотне игр за $10 в месяц.
Отсутствие реальной конкуренции не идет на пользу ни рынку, ни пользователям. Геймерам нужна сильная Microsoft. К счастью, E3 2018 дала нам надежду на то, что бренд Xbox в будущем сможет вернуть себе положение на рынке консолей. Компания, наконец-то, сконцентрировалась на играх, часть которых, определенно, выйдет уже на следующем поколении. Стало очевидно, что разработка шестой части Halo - Infinite - после провальной истории Halo 5 была полностью перезапущена, поэтому есть все шансы получить правильное продолжение с действительно интересным сюжетом, любимыми персонажами и свежими игровыми решениями.
В свою очередь представленные локации и геймплейные отрывки из Gears of War 5 дают понять, что в серию вернулся размах после относительной камерности четвертой части. Покупка Playground Games, вторая команда которой, судя по слухам, делает Fable IV, и Ninja Theory, а также создание новой студии The Initiative - все это очень правильные решения.
Конечно, очевидно, что для победы в следующем поколении систем этого все равно недостаточно. Microsoft должна пересмотреть всю свою политику в целом для того, чтобы убедить пользователей вернуться на Xbox. Чуть ниже мы составили список того, что необходимо изменить и учитывать.
- В первую очередь американской корпорации стоит обратить внимание на дату выхода своего Next-Gen продукта. Очень важно появиться на рынке раньше конкурентов, создать условия, при которых новая консоль Microsoft не будет иметь аналогов в течение определенного времени. А обогнать надо и PS5, и новую итерацию Nintendo Switch. Если о последней почти ничего не слышно, то у новой PlayStation, по слухам, уже есть примерная дата выхода - осень 2020 года. В такой ситуации для нового Xbox идеальным, по нашему мнению, моментом для релиза могла бы стать осень 2019 года.
- Следующий, пожалуй, даже более важный момент - железо. Оно должно быть ощутимо мощнее Xbox One X и соответствовать топовым ПК-новинкам 2019 года, но при этом стоить адекватных денег. Звучит как фантастика, но только так Microsoft сможет восстановить подмоченную во время текущего поколения консолей репутацию. Даже если ради этого придётся какое-то время работать в минус с экономической точки зрения - американцам нужен такой смелый ход для получения преимущества в консольной гонке. Новый Xbox должен соответствовать стандартам и запросам времени - честные 4К при стабильных 30/60 FPS станут абсолютным маст-хэвом для любителей красивой графики. Трюки с фейковыми 4К, как это было на Xbox One X и PS4 PRO, больше никто не простит.
- Microsoft следует понимать, что игрокам не нужны гиммики в лице “Кинекта” и тем более в обязательной комплектации подобных устройств. Они хотят по-настоящему мощную и приемлемую по цене игровую консоль для классических, обычных, видеоигр, а не сборников треша для шумных вечеринок.
- Но мощное железо само по себе не сможет продать пустую консоль, когда у конкурентов выходят эксклюзивные шедевры. Очень важны качественные игры. Здесь Microsoft в первую очередь нужно отказаться от ПК-мультиплатформы. Пока игры под эгидой американской корпорации продолжают выходить на Windows, для многих пользователей Xbox остается неполноценной платформой, непривлекательной для покупки.
Конкуренты в лице Nintendo Switch/3DS и PS4 имеют свои эксклюзивы, ставшие главными системселлерами. Люди покупают эти консоли ради конкретных игр. Так, например, The Legend of Zelda: Breath of the Wild, Super Mario Odyssey, Mario Kart 8: Deluxe, Pokemon Sun/Moon достигли отметки более 10 миллионов проданных копий каждая. Uncharted 4, Horizon: Zero Dawn и новый God of War смогли приблизиться к той же отметке. Microsoft нужно вспомнить, как продавался и какую позицию в консольной гонке занимал Xbox 360, когда на нем выходили реальные эксклюзивы ААА-класса, вроде Halo 3 с его 12 миллионами проданных копий и Gears of War 2 с показателями более 6 миллионов копий.
- Не стоит забывать и о разнообразии линейки игр в целом. Sony и Nintendo выпускают для своих систем очень широкий ряд топовых продуктов - от японских RPG и адвенчур до слешеров и платформеров. Microsoft же решили сконцентрироваться лишь на трёх франшизах - Forza, Gears of War и Halo (крайние две выходят редко). Это американский гигант пытается разбавить проходными онлайн-продуктами и кривыми портами с PC, но никаких реальных шедевров мы не видели давно.
Ограниченное разнообразие игр для Xbox не прибавляет консоли привлекательности в глазах покупателей. Команде, отвечающей за выпуск софта, нужно срочно менять политику, вспомнив успешный опыт с Xbox 360. Тогда Microsoft вкладывала деньги не только в проверенные временем хэдлайнеры, но и в имиджевые проекты, в том числе и новые IP. Мы до сих пор с теплотой вспоминаем Ninja Gaiden 2, Mass Effect, Lost Odyssey, Blue Dragon, Dead or Alive 4, Kameo, Project Gotham Racing 4, Fable 2, Viva Pinata, Alan Wake и так далее. Microsoft даже спонсировала разработку сторонних jPRG, вроде Tales of Vesperia, и поддерживала топовых инди-разработчиков, из-за чего такие шедевры, как Braid и Limbo в первую очередь появлялись именно на Xbox.
На новой “зелёной” консоли Microsoft нужно обеспечить жанровое разнообразие, а не концентрироваться только на шутерах и гонках. Это также позитивно сработает на имидж. И здесь команде Xbox стоит работать действительно активно. В свое время ответственный за 360 Питер Мур лично встречался с топовыми разработчиками и заключал сделки, что обеспечило второй системе Xbox разношерстную инсталбазу. Если Microsoft хочет восстановить репутацию и получить новых пользователей, им нужно привлекать к разработке новых проектов культовых геймдизайнеров, определивших бренд Xbox в прошлом или повлиявших на развитие индустрии в целом. Питер Мулине, Томонобу Итагаки, Дрю Карпишин, Хиронобу Сакагути… Пользователи давно мечтают о новом нормальном Fable, сверхскоростном эксклюзивном слешере, классических jRPG.
Даже если это влетит Microsoft в копеечку, компания будет восприниматься как спаситель нишевых серий и жанров и получит позитивную репутацию среди аудитории. В свое время многие фанаты PS2 переходили на Xbox 360 именно по этой причине и потом советовали всем друзьям именно Xbox. Тем более конкуренты уже имеют в списке эксклюзивных проектов большие имиджевые проекты, вроде той же Bayonetta и Bloodborne. У Microsoft сейчас есть только Ori, который сложно назвать большим проектом, и очень неудачный опыт со Scalebound, отмена которого вызвала многочисленные разрывы у фанатов.
- В период Xbox 360 Microsoft была максимально активной и договаривалась со сторонними производителями о выходе их проектов на своей системе. В результате Sony потеряла огромное количество эксклюзивов поколения PS2, новые части которых массово переходили на Xbox 360. Не говоря уже о сделках уровня GTA IV и ее эпизодов. Сейчас же отсутствие активности и свертывание офисов в Европе и Японии привело к тому, что часть разработчиков перестала выпускать проекты на Xbox One, сделав выбор в пользу PlayStation 4, Switch и даже PC. В результате Dragon Quest XI или та же Yakuza не выходят на Xbox, поэтому здесь есть над чем работать.
[Питер Мур эффектно анонсировал GTA IV на E3 2006 в рамках конференции Microsoft]
Мотивационные программы, переносы сохранений и целой библиотеки на новую систему... У крупных компаний есть все возможности для того, чтобы реализовать подобные вещи. Главное - было бы желание и толковые люди, болеющие за бренд. Индустрии нужна реальная конкуренция, чтобы двигаться вперед. Даже если вы не планируете переходить на другую систему, нам всем нужен сильный бренд Xbox хотя бы для того, чтобы другие компания не расслаблялись и продолжали работать на пределе своих возможностей. Именно здоровая конкуренция позволила в свое время создать и Xbox 360, и PlayStation 4, и Nintendo Switch, не говоря уже о любимых играх в самых разных жанрах. Поэтому будем надеяться, что Microsoft учтет все свои ошибки поколения Xbox One и сможет предложить что-то действительно мощное уже в следующем году.
Автор: Александр Комельков, ACE, редактирование: SkyerIst
Подписывайтесь на наш Telegram канал, там мы публикуем то, что не попадает в новостную ленту, и следите за нами в сети:
Telegram канал Google Новости Яндекс Новости Яндекс Дзен



























- 23.05.2025 Это нужно видеть: Konami показала вступительный ролик Metal Gear Solid Delta: Snake Eater от Кайла Купера
- 23.05.2025 Инсайдер: Resident Evil 9 задумывалась как мультиплеерная игра с открытым миром — в 2021 году Capcom решила все переделать
- 22.05.2025 "Это июньская история": Sony все же собирается провести игровую презентацию State of Play в начале лета — инсайдер
- 22.05.2025 Разработчики Castlevania: Lords of Shadows и Metroid Dread выпустили Blades of Fire
- 22.05.2025 Инсайдер: Новый проект Naughty Dog от создателя Uncharted: The Lost Legacy будет крупным — это не спин-офф
- 22.05.2025 Четыре крупнейшие российские IT-организации просят Путина помешать национализации компании «Леста Игры»