


Обзор Half-Life: Alyx
Долгожданное возвращение Valve
С момента выхода Portal 2, последней крупной сюжетной игры Valve, прошло девять лет, и, если честно, мы уже не верили, что компания способна выпустить что-то действительно крутое.
Несмотря на слухи, анонс Half-Life: Alyx эксклюзивно для шлемов виртуальной реальности был для многих полной неожиданностью, но если подумать, то VR - это самый логичный шаг для студии, от которой все ждут только действительно прорывных проектов.
Alyx - полноценная и очень большая игра во вселенной Half-Life, на прохождение которой у меня ушло почти 20 часов реального времени. Сюжет разворачивается до событий второй части и рассказывает о приключениях Аликс Вэнс. Вместе со своим отцом Илаем и инженером Расселом она пытается помешать планам инопланетной цивилизации Альянс, захватившей контроль над Землей и всем человечеством.
История подается в привычной для Valve манере - во время игрового процесса с видом из глаз, когда события и персонажи являются частью интерактивной сцены. Но, в отличие от Гордона Фримена, главная героиня полностью озвучена и принимает активное участие в диалогах.
Она комментирует окружение, переживает за отца, пугается темноты или внезапно появившегося хедкраба и активно общается с Расселом по беспроводной гарнитуре - прямо во время геймплея. Все это делает довольно простую историю живой и наполняет уровни необходимой сценарной мотивацией.
Разговоры могут идти на отвлеченные темы, которые разбавляют процесс изучения локаций, но чаще всего диалоги напрямую связаны с сюжетом. Вы узнаете больше о жизни в мире под гнетом инопланетных захватчиков, как люди “в старые времена” готовили бургеры, этимологию слова “карантин” и так далее. Иногда Аликс просит Рассела поговорить с ней, чтобы было не так страшно идти по темному подземелью.
Авторы игры выдерживают аккуратный баланс между диалогами и тихим исследованием, отключая голосовую связь в нужные моменты. Это сохраняет фирменную атмосферу одиночества, упадка цивилизации и тоталитарного режима. Поэтому фанаты восточноевропейской антиутопии с советскими плакатами, автомобилями ГАЗ и круглыми телевизорами останутся довольны в любом случае.
Художники блестяще поработали над антуражем, наполняя мир многочисленными мелкими деталями. С самого начала становится понятно, что перед нами VR-игра нового поколения. Такого уровня проработки в проектах виртуальной реальности никогда ранее в индустрии не было.
Пустые улицы и закрытые на карантин зоны смотрятся фотореалистично, поверхности имеют объемную фактуру, деревья отбрасывают сложные тени на окружение, трехмерное освещение красиво играет на полуразрушенных фасадах, лужах и полигональной брусчатке.
Анимация на высоте. От ветра и рук героини колышется трава, почти все объекты в кадре имеют проработанную физику, черепица зданий осыпается под весом страйдеров, которые тянут за собой длинные провода, а огромные металлические установки зрелищно отправляют заряды энергии к летающей крепости Альянса.
При этом VR позволяет отлично почувствовать масштабность инопланетных конструкций.
Грамотная работа со звуком и светотенью, монстры и ограниченное количество аптечек и патронов превращают игру в настоящий хоррор. Очень атмосферными получились эпизоды, в которых Аликс оказывается в полной темноте, окруженная зомби, барнаклами и хедкрабами. Тусклый фонарик, прикрепленный к левой механической перчатке героини, освещает лишь небольшую область, и вам приходится перезаряжать оружие на ощупь.
Виртуальная реальность многократно усиливает погружение, и вы действительно чувствуете на себе атмосферу безрадостного мира Half-Life. Механика предполагает симуляцию реальной перезарядки с ручным сбросом пустой обоймы и другими действиями в цепочке. В темноте это страшно, необычно и увлекательно одновременно, но игра дозирует напряжение, поэтому, в отличие от Resident Evil 7, Alyx реально пройти без валидола.
Конечно, идея реалистичного управления с уникальной перезарядкой каждого оружия и физической активацией всевозможных механизмов сохраняется и дополняется новыми элементами, но сами уровни постоянно меняются. Сценаристы грамотно чередуют открытые области на свежем воздухе, темные подвалы и закрытые помещения - все они плавно переходят друг в друга, связывая мир воедино.
Не забывают геймдизайнеры и про неожиданные интерактивные моменты, в том числе когда рушатся планы и персонажи вынуждены действовать быстро.
Уровни идут один за другим, соединяясь в точках загрузки новой области на манер Half-Life 2. При этом вы издалека почти всегда видите те зоны, где уже побывали или побываете через несколько часов, а на загрузках отображается трехмерная карта города с подсветкой всех посещенных ранее локаций.
Таким образом разработчики создают ощущение цельного мира и вашего непосредственного в нем присутствия, глубже погружая в сеттинг.
Вместе со зрелищными эффектами разрушения, роскошным дизайном инопланетной техники, невероятным уровнем общей детализации и повышенным относительно PS VR разрешением, Half-Life: Alyx - это самая красивая и проработанная VR-игра на сегодняшний день
Художники с каким-то удивительным остервенением проработали механизмы Альянса. Огромные энергетические установки имеют несколько степеней заряда, для каждой из которых была нарисована своя анимация.
Даже лечение выглядит как целая процедура. Вы вставляете огромного жука в банке в специальный слот, выдвигаете на себя стальной механизм, который давит несчастное насекомое, после чего подносите руку к специальной панели и смотрите, как несколько шприцов выдвигаются и вводят под кожу целительную эссенцию, восполняя количество красных сердечек, нарисованных на перчатках героини в стилистике ретро-игр.
Вместе со зрелищными эффектами разрушения, роскошным дизайном инопланетной техники, невероятным уровнем общей детализации и повышенным относительно PS VR разрешением, Half-Life: Alyx - это самая красивая и проработанная VR-игра на сегодняшний день.
Элементы панелей управления, верстаки модификации оружия, ячейки для хранения припасов и прочие механизмы симпатично двигаются, вращаются, раскладываются и всячески трансформируются на лету.
Даже взлом выполнен с уникальной анимацией и сопровождается атмосферными звуковыми эффектами. В зависимости от типа объекта вы должны соединить несколько синих лучей, минуя красные, аккуратно переместить сферу через порталы пока вас не догнал огонек, тянуть за белые сгустки, изменяя конфигурацию светящихся линий в 3D, чтобы они прошли через парящие в воздухе точки, и так далее. Такие мини-загадки используют глубину и моушен-управление двумя руками и со временем становятся сложнее.
Без VR игра не только не имеет смысла, но и попросту невозможна. Например, в одном месте вам нужно открыть ставни левой рукой, а правую просунуть в окно и подобрать гранату, с помощью которой можно быстро расправиться с толпой зомби. Или высунуть голову вперед над пропастью, посмотреть вверх и под углом найти спрятанного за балкой перекрытия барнакла, чтобы пристрелить его из пистолета.
В другой сцене вы вращаете велосипедное колесо левой рукой, регулируя высоту трупа у обрыва, который привязан к веревке и держит дробовик, а правой вставляете между спицами железную трубу, чтобы зафиксировать положение.
Если закончились патроны, можно подобрать любой крепкий предмет и использовать его в качестве щита и бейсбольной биты одновременно. Один раз я схватил левой рукой стальной чемодан и использовать его как укрытие, стреляя из пистолета в правой руке.
Ну и, конечно, уже стандартные для VR вещи, вроде уклонения от пуль и пряток за укрытиями при помощи гироскопа в шлеме, делают привычные перестрелки интереснее. Вы реально высовываетесь из-за колонны, чтобы найти противника и выстрелить в него из автомата. Все это можно делать сидя в привычном кресле.
В Half-Life: Alyx есть множество самых разных вариантов управления и работы камеры, но я остался с настройками по умолчанию, когда круглая тач-панель на левом контроллере HTC Vive выступает в качестве кнопки с прицелом для выбора места для перемещения и дальнейшей телепортации. Указать можно любую относительно ровную область, а не заранее выставленные разработчиками точки, кроме объектов, которые расположены слишком высоко или низко для роста героини.
За повороты отвечает гироскоп в шлеме и тач-панель на правом контроллере. Последний также работает для выполнения быстрого шага назад, что очень удобно, если вы случайно подошли слишком близко к стене или приближающемуся противнику.
Valve каким-то образом умудрилась оптимизировать систему так, что все эти действия воспринимаются естественно и не вызывают тошноту даже после трех часов активной игры и моментов, когда героиня может случайно провалиться на этаж ниже. В результате вам ничего не мешает и вы с удовольствием погружаетесь в процесс изучения атмосферных локаций Сити 17.
Придраться можно лишь к лифтам, которые, если смотреть на статичное окружение через решетку, могут немного укачивать. Но если вы смотрите на ровную стену, то неприятный эффект уходит.














Визуальный обзор базируется на основных признаках игры и является дополнением к основному обзору.
Главное, Half-Life: Alyx - это интересная игра сама по себе. Valve использовала весь свой опыт по созданию атмосферных проектов от первого лица, поэтому новинка активно использует приключенческие элементы, грамотно соединенные с шутером.
Игра медленнее большинства других представителей жанра, и основное время в ней уходит на исследование локаций, решение пространственных головоломок и поиск важных предметов, вроде аккумуляторов для питания техники Альянса, карточек доступа, вентилей и смолы для прокачки оружия.
Важными новвоведением стали гравитационные перчатки, благодаря которым вы можете быстро притягивать к себе различные предметы, вроде патронов и гранат, удаленно срывать электрические генераторы и похищать переносные аптечки-шприцы у противников. Это позволяет вам быстрее изучать интерьеры, динамично расправляться с врагами и доставать объекты, которые находятся на удалении. И, конечно, благодаря точному моушен-управлению с этим просто весело играться.
Иногда вам предстоит соединять электрические цепочки для восстановления сети, передвигать двумя руками тяжелые контейнеры для доступа в вентиляцию, точно бросать гранаты в узкие щели, чтобы разрушить баррикады внутри закрытого помещения, открывать ящики и заглядывать внутрь и многое другое.
Встречаются и уникальные ситуации, в которых вам необходимо скрытно преследовать опасного противника, который может вселяться в трупы и управлять электрическими импульсами. Битвы с ним выглядят очень зрелищно и атмосферно. Как и магия вортигонтов, поднимающих сотни кусочков картона в воздух.
Кроме продвижения по сюжету, исследование вознаграждается кусками смолы, которые можно использовать на специальных верстаках для прокачки оружия. Вы можете навешивать улучшенные прицелы, которые из-за отсутствия крестика в середине экрана действительно помогают точнее стрелять, добавить автоматический погрузчик патронов для ускорения процесса перезарядки, увеличить вместимость обоймы и так далее.
Несмотря на возможность игры в кресле, для Half-Life: Alyx все же потребуется много пустого пространства в вашей квартире. Комфортной для меня оказалась зона примерно 3х3 метра и отсутствие низкой люстры над головой, так как процесс изъятия патронов из рюкзака с учетом частой перезарядки все же требует поднимать руки.
Кроме этого, несколько раз за игру мне все же пришлось вставать, чтобы дотянуться до нужного предмета. Это не сложно, особенно, если у вас достаточно места, но потенциальные покупатели должны знать о таких вещах.
Я тестировал игру на устройстве HTC Vive первого поколения, подключенного к PC с видеокартой NVIDIA GeForce GTX 1080 Ti и остался доволен. Четкость картинки выше, чем на PS VR, а контроллеры - удобнее. Но самое главное - это точное отслеживание головы и рук и стабильная работа при 90 FPS для каждого глаза на максимально возможных настройках графики.
Два кубических датчика, которые надо закрепить на стенах в углах помещения при помощи держалок с шарнирами, подключить друг к другу по проводу, а затем к розеткам, гарантируют отсутствие раздражающих глюков с неестественными изгибами и выворачиванием конечностей виртуального персонажа.
При этом сам шлем довольно компактный и позволяет надеть любую полноразмерную гарнитуру. Поэтому для полного погружения я использовал домашнюю Asus TUF Gaming H3, а не затычки из комплекта.
Тем не менее, некоторые вещи не очень удобные. Первое время вы скорее всего будете медленно перезаряжать оружие, случайно задевая кольцом левого контроллера шею и правый джойстик.
К управлению перемещением при помощи телепортации тоже надо немного привыкнуть, заставляя себя точнее выбирать расстояние для прыжка, чтобы не прилетать вплотную к полигональным стенам. К счастью, Valve увеличивает плотность активных сцен и количество противников постепенно, чтобы у игрока было время освоиться.
Поругать можно и анимацию старых противников, которая выглядит недостаточно плавной. Судя по всему, она не менялась со времен второй части. К тому же мертвые тела иногда дергаются, да и модели врагов не всегда смотрятся натуралистично, что бьет по атмосфере на фоне шикарных декораций.
Еще одна проблема досталась игре от прошлой части - искусственный интеллект комбайнов все так же туп, как и раньше. Солдаты Альянса даже не пытаются обойти или грамотно прессовать Аликс.
Музыкальное сопровождение и работа со звуком в целом великолепны. Разработчики использовали узнаваемый стиль серии и эффекты для того, чтобы обеспечить ощущение реального погружения, что особенно важно, когда идет борьба за жизнь в темном подвале в окружении инопланетной флоры и фауны из другого измерения.


- Комментарии
- Форум
-
Абсолютный исторический рекорд: Nintendo Switch 2 стала самой быстропродаваемой консолью в истории США
7 -
Alinea Analytics: За первую неделю Final Fantasy XVI нашла только 22 тысячи покупателей на Xbox Series X|S
27 -
Опасения не подтвердились: Borderlands 4 не будет стоить $80
9 -
Death Stranding 2 для PlayStation 5 будет эмоционально сложной игрой — Хидео Кодзима не заинтересован в погоне за мейнстримом
2 -
Legacy of Kain: Defiance получила возрастной рейтинг для PlayStation 4 и PlayStation 5
19
Если вы переживали за качество, то можете спокойно выдохнуть - Valve не разучилась делать игры. Half-Life: Alyx - это не просто лучший и самый красивый на сегодняшний день проект для виртуальной реальности, но и превосходное и очень достойное пополнение серии Half-Life, которое просто обязано быть в коллекции фаната жанра и франшизы. Если вы искали повод купить дорогостоящий VR-шлем для PC, то вы его точно наконец-то нашли. А все остальные должны как минимум поиграть у друга.
Игра пройдена на PC следующей конфигурации:
- ASRock Z270 Gaming K4
- Intel Core i7-7700 3.6 ГГц
- Asus ROG Strix GTX 1080 Ti - 011G - Gaming
- 16 ГБ RAM
- Samsung 960 EVO 250GB M.2 SSD
- Transcend MTE220S 1TB M.2 SSD
- Asus TUF Gaming H3
- Windows 10 Pro 64-bit
- HTC Vive первого поколения
Благодарим компанию NVIDIA за предоставленный шлем виртуальной реальности.




























































@Valera один раз во время взрыва на долю секунды было видно, что немного просело. А так на моем компе на ультра идеально идет. У меня топ сборка 2016 года. Видимо у антона слабее или это были не томоза, а лаг стриминга.
@Serpantine в алекс все круто в этом плане. Нет, без вр игра невозможна. Прочитайте обзор.
Вчера смотрел две прямые трансляции. Блин, ну после полчаса просмотра меня уже укачало. Представляю, как людям кто играет в шлеме, наверно еще хуже.
Так что лучше бы выпустили просто, без ВР.
Он играл на Vive PRO судя по его стриму, там разрешение рендеринга ощутимо выше чем на Вайв, соответственно требования к ВК тоже выше, отсюда и возможыне тормоза.
Нет, я не из этих :)) Просто не испытываю интерес к данной технологии на данном этапе, в отличии от игр вселенной Half-Life. В свое время мне также не зашла Wii со своими Вии Моутами. Я как-то вечером после работы предпочитаю полулежа шпились на джойстике в игры, а не облачаться в шлемофоны и махать руками. Технология интересная, но, мне кажется, ей еще предстоит долгий путь. Если не заглохнет по дороге, как 3D.
@DStrange кстати да не подумал про это. на vive 1200p, на vive pro 1600p. Может в этом дело.
@LaYneR неа. Все отлично. Не забывай, что одно дело когда ты в игре головой активно крутишь и даже не замечаешь, и когда смотришь как делают другие. В вр это сильнее, так как гироскопы.
@Vlado у тебя просто нет мощного пк и дорогого шлема, вот и придумываешь отговорки. То валв должна была выпустить игру на несуществующие пс5 и пс5вр, то технологии еще долгий путь предстоит лол))))
@ACE Ну спорить не буду. Но реально, когда на телеке смотришь, потом ощущение было не очень. И вот тоже момент интересный был, когда человек выбрал режим ходьбы без телепорта, его начало тошнить, а когда был телепорт то норм было)
@ACE Завидую немного, скрывать не буду. Но предпочел бы новый Half-Life на чем-то тривиальном. Хоть на Xbox One X.
@LaYneR тут не смотреть надо, а играть.
Лучший вариант - тот что по умолчанию. А классическое перемешение почти всех всегда укачивает в вр
@Vlado конкретно для аликс это бессмысленно. Игра создана под вр с продвинутым моушен управлением. Если это убрать, то игры не будет
@Valera не забывай что картинка отдельно рендерится в очки и отдельно тн spectator. То есть три раза. (левый глаз, правый глаз, зрительский монитор). У зрительского монитора минимальный приоритет по фпс и он в теории может подлагивать. То что в очках у меня ни разу не тормозило. плюс тормоза трансляции.
Сомнительно, что на 3е устройство идёт какой-то реальный рендеринг, скорее всего банальное дублирование контента из фреймбуффера ВК.
Обалденный обзор, было очень интересно прочесть как его, так и комментарии.
Хочется теперь в игру поиграть, вселенная здоровская, но придётся подождать когда станет доступнее.
регаешь USA акк стима через впн, ждёшь нового поступления шлемов, оформляешь заказ за 999$ на адрес посредника типа бандерольки или почтой.ком, платишь им небольшую денежку за помощь в оформлении заказа и отправке, пошлину и получаешь шлем примерно за 100к. Если бы получилось воплотить данный план в жизнь до очередной веселухи с курсом валют, то вышло бы примерно в 80к за всё про всё.
это работает ровно наоборот. у того кто внутри шлема все ровно. просто ты со стороны видишь все микродвижения его головы в пространстве
@ACE по этому я и говорю, было бы изумительно выпустить 2 игры одновременно, ну или почти - одна для ВР, другая для классического гейминга. При этом обе дополняли бы франшизу и они разные, как по сюжету так и по действующим лицам. Я имел в виду именно 2 разные игры, а не одну и ту же игру...
А пока получается так, что половину игроков просто кинули... либо ВР, либо никак. Честно, я не фанат серии Халвы, мне кроме Блак Мезы и классической 1 части, ничего не нравится - просто обидно за игроков, которые долго ждали 3-ей части а их, грубо говоря, практически кинули...
@Serpantine а что только две? пусть сразу 10 выпускают :)
а еще придется компы новые покупать, так как железо из 98 не потянет :) ппц студия-кидала
Интересно, у следующей части будет одновременно и вр и обычное управление или они опять решать онли в вр сделать
Что действительно бьёт по атмосфере, так это невозможность отфигачить противника какой нибудь железякой((
@JohnDoe вообще-то можно. подбираешь что-то потяжелее и фигачишь.