Дим, дим, дам, да-да, дим, дам, дам: Обзор Clair Obscur: Expedition 33
Обзор 43 Комментарии: 41

Обзор Clair Obscur: Expedition 33

Дим, дим, дам, да-да, дим, дам, дам

Дата: 12.05.2025 23:55
21 7 7 популярные эмоции статьи
Shovel Knight
Платформы:
Разработчик:
Издатель:
Жанры:

action fantasy RPG

Clair Obscur: Expedition 33 привлекла внимание сразу на первых показах. Разработка ролевой игры в японском стиле началась в 2019 году, когда экс-сотрудник Ubisoft и большой поклонник Final Fantasy VIII Гийом Брош увлекся изучением Unreal Engine и создал демо, привлекшее внимание Франсуа Мёрисса. Вместе они основали студию Sandfall Interactive в Монпелье и начали трудиться над своей первой полноценной игрой. Сейчас она уже вышла и произвела настоящий фурор, заметный даже за рамками JRPG-сообщества. Так что же это — новая веха в жанре или очередная переоцененная поделка?

Clair Obscur: Expedition 33 начинается с красивой песни "Lumière" и кадров одноимённого города, напоминающего Париж начала XX века с характерной архитектурой и одеждой. Место словно застыло во времени, но там продолжают жить люди. Повсюду кружат лепестки, а за внешней красотой и праздничным антуражем скрывается легкая меланхолия. Вскоре игрок узнаёт, что в этом мире люди исчезают, достигнув возраста, указанного огромным числом в небе на большом монолите. Его раз в год переписывает могущественное существо, именуемое Художницей. Число каждый раз сокращается на один пункт, и чтобы остановить этот цикл, жители города собирают экспедиции. Именно в момент очередного похода и начинается игра. Так как отсчет идет в обратном порядке, то и экспедиции обозначаются соответствующе, поэтому эта — 33.

Поначалу сюжет оставляет много вопросов. Персонажи ведут диалоги очень естественно и не проговаривают очевидные друг для друга вещи только чтобы игрок понял экспозицию. Некоторые моменты и термины становятся понятны из контекста, а другие раскрывают позже — в более подходящий момент. Expedition 33 — тот редкий "зверь", который не держит игрока за идиота, рассказывая свою серьезную историю. Ближе к финалу всё действо обретает по-настоящему эпический размах, и как вишенка на торте — игроков ждут два варианта финала с абсолютно разной философией и без четкого разделения на "плохой" и "хороший".

Сценаристы смогли избежать самых заезженных клише жанра и предложили историю, которая одновременно захватывает и заставляет задуматься. В игре поднимаются темы, связанные с вопросами некой жертвенности, надежды и других философских смыслов.

В подобных произведениях важную роль играют персонажи, и они тут весьма интересные — каждый обладает своим характером, страхами, мечтами и личными трагедиями. При этом сценаристы, опять же, старались избегать типичных клише — мотивации героев понятны не сразу, но по мере развития истории каждый член отряда раскрывается и развивается исходя из обстоятельств, в которых оказывается вся экспедиция.

Внешне персонажи тоже весьма продуманы и красиво отрисованы. Ещё по первым показам было заметно, что Гюстав похож на Роберта Паттинсона, а Ренуар отдаленно напоминает Пирса Броснана. Однако играют их другие именитые актёры. Гюстав – Чарли Кокс ("Сорвиголова"), Ренуар — Энди Серкис ("Хоббит"), а Версо исполнил Бен Старр (Final Fantasy XVI). Захват лиц выполнен удачно, актёры отлично передают эмоции — будь то напряжённый спор, лёгкий юмор или ужас, как у Маэль в середине первого акта. Важно отметить, что во время разговоров в Гюставе действительно узнаётся Чарли Кокс — по его характерной мимике и жестам. Хорошая актёрская игра делает персонажей живыми и помогает глубже погрузиться в историю и атмосферу. Моими персональными любимицами стали Люнэ и Сиэль. Их исполнительницы не настолько известны, но голос первой принадлежит Керсти Райдер, которую можно услышать в Sifu, а второй – Шале Никс, принимавшей участие в озвучивании Metaphor: ReFantazio, Cyberpunk 2077 и Baldur's Gate III.

Важно отметить, что сюжет и геймплей гармонично сочетаются, а отношения между персонажами — это часть игрового процесса. Механика напоминает систему из серии Persona, но в несколько упрощённом виде. Общаясь с героями в лагере, игрок не только получает больше информации об их прошлом, раскрывая участников экспедиции с новых сторон, но и прокачивает уровень взаимоотношений, которые в свою очередь открывают новые умения.

Герои в команде действительно разные не только с точки зрения истории, но и геймплейно — у каждого есть какая-то своя дополнительная механика или особенность, которой нет у других. Например, Гюстав по ходу боя усиливает свою механическую руку, а от уровня заряда зависит сила атаки и анимация, меняющаяся в соответствии с мощностью удара. Люнэ накапливает энергию элементалей и дополняет магию за счет них — причем её система построена так, что для усиления огненных приемов будут требоваться элементали других стихий. Особенности рыжеволосой Маэль кажутся чуть проще: в зависимости от выбранных действий она переходит в разные стойки, меняющие её характеристики и некоторые другие нюансы.

У остальных бойцов также имеются свои уникальные механики, которые заменяют привычную ману и избавляют от утомительного менеджмента ресурсов между боями. Нужно сказать, что игровой процесс раскрывается постепенно, однако более подробное описание может слегка заспойлерить сюжет.

Боевая система Clair Obscur: Expedition 33 предлагает огромный потенциал для экспериментов с комбинациями и тактиками, что делает игровой процесс захватывающим и увлекательным.

Базово здешняя боевая система напоминает о классических JRPG со сражениями "стенка на стенку", очками действий и выбором движений через кнопки, как в Persona 5, что удобно. Однако разработчики пошли дальше и добавили элементы QTE, знакомые по Lost Odyssey. Во время атаки нужно вовремя попадать на указанные кнопки, чтобы усилить удар. В начале второго акта появится отдельная механика градиент-атак – это мощное действие, которое активируется при заполнении специальной шкалы, имеющей несколько уровней.

Важные нюансы касаются оборонительных механик. Во время атаки врага персонажи могут уклоняться, прыгать или парировать. Здесь у некоторых игроков начинаются сложности. Дело не только в крошечных окнах для нажатий кнопок и плавающем тайминге, но и в том, что многие враги плохо "телеграфируют" свои атаки. В таких ситуациях нужно привыкнуть и "нащупать" ритм каждого из непонятных ударов, а если не выходит, то полагаться на уклонения, у которых окна неуязвимости больше. При этом важно понимать, что парирование – очень сильный инструмент, позволяющий не только избежать урона, но и нанести ответный удар, поэтому оно и сделано таким сложным. Суть в том, что если четко отбивать все атаки, то победить можно любого противника независимо от уровня персонажей в команде. Особенно это чувствуется во второстепенных боях, где боссы часто заваливают сериями атак, требующими четкой реакции, и порой имеют неинтуитивные тайминги.

Стоит упомянуть, что парированиям можно учиться через уворот. Когда персонаж успешно уклоняется, то может возникнуть подпись "ИДЕАЛЬНО". Это значит, что игрок попал в тайминг парирования. Таким образом можно потренировать "идеальный" уворот, а когда он начнет получаться регулярно, уже начать парировать эту неудобную атаку. Это полезно в затяжных боях с боссами или в сегментах с однотипно атакующими врагами. Размер окон для уворота и парирования зависит от уровня сложности, поэтому если эти элементы не даются никак, то можно его понизить, и бои станут проще. Ну а на ПК есть ещё и мод, который регулирует парирование более детально.

В целом, боевая система предлагает огромный потенциал для экспериментов с комбинациями и тактиками, что делает игровой процесс захватывающим и увлекательным. Всё продумано таким образом, чтобы игрок постоянно искал новые подходы. Ключ к успеху – это планирование ходов и умелое комбинирование навыков. Последние, в свою очередь, должны быть подобраны и активированы в специальном меню, где всего по шесть ячеек для каждого бойца. Соответственно, надо своевременно всё менять, исходя из ситуации. При этом соединять в одну цепочку можно и нужно навыки членов всего отряда. Причем не только активные приемы, но пассивные умения, которые экипируются отдельно.

У каждого персонажа есть три ячейки для так называемых пиктосов — своего рода татуировок с магическими свойствами, которые находятся на локациях или получаются за победу в бою. Пиктосы влияют на разные параметры и при этом всегда имеют дополнительную характеристику, вроде прибавки к силе контратаки или неуязвимости к заморозке. После нескольких боев персонаж выучивает пассивную способность, и её можно использовать всем отрядом уже без экипировки этой "татушки". При этом каждая "пассивка" расходует специальные очки люмины, количество которых увеличивается с развитием героя. Механика устроена так, что нужно всё время выбирать эффективные сочетания в данный момент, ведь всё самое сильное поставить будет сложно, особенно в начале. Комбинаций и вариантов очень много, что дает простор для планирования, например, перед сложным боем, или позволяет адаптироваться под врагов в конкретной местности.

Сочетания противников и их сложность сбалансированы так, чтобы побуждать игрока всё время экспериментировать с экипировкой и навыками. Например, в один момент у меня выработалась эффективная стратегия, когда пара персонажей наносила мощный урон. Люнэ имела "пассивку" на право первого хода и накладывала ожог на всех противников, а следом действовала другая героиня, атаки которой распространялись на всех горящих противников. К тому же у обоих имелась способность "рулетка", которая с 50% вероятностью либо сокращала урон, либо удваивала его. Это было очень весело, но казалось, так можно будет побеждать простых врагов до конца игры, что могло бы и надоесть. Однако уже в следующей локации условия стали меняться, а эта стратегия перестала быть эффективной. Из-за такой вариативности противников и глубины боевой системы Expedition 33 сохраняет интерес и ощущение свежести от сражений до самого конца.

Помимо боевой системы, в Clair Obscur есть механики, завязанные на исследовании не очень большого открытого мира, реализованного в духе классических Final Fantasy с первой PlayStation. Имеются переходы к карте мира, где можно искать секреты и новые локации, а также более мощных противников. При этом случайных сражений не предусмотрено, все враги видны на карте сразу, что очень удобно. Иногда полезно вернуться в пройденные зоны, чтобы заглянуть туда, где до этого путь был закрыт или противники казались слишком сильными.

После перехода от глобальной карты в конкретную локацию у игрока отключается возможность смотреть на карту, а на компасе отсутствует даже ориентир, указывающий в сторону глобальной цели. Разработчики сознательно отказались от помощи в навигации, мотивируя игроков самостоятельно исследовать мир. Так, по их мнению, усиливается погружение. В различных интервью авторы подчеркивали, что хотели создать более атмосферное взаимодействие с окружающим миром, где каждый уголок и каждый путь должны быть изучены. Однако нельзя не отметить, что при таком подходе можно запутаться и забыть, куда идти. Конечно, совсем уж больших сложностей я не испытывал, но несколько раз блуждал в окрестностях той или иной локации, которую уже зачистил, чтобы вспомнить, откуда я пришел и куда надо двигаться дальше.

К слову, в Expedition 33 есть и элементы из "соулслайков" — например, знамёна различных экспедиций служат точками сохранения и прокачки, а также у команды есть свои аналоги фляг "Эстуса". Кроме пополнения здоровья и воскрешения павшего союзника, имеется тут и эликсир, дающий дополнительные очки действия. Всё это также прокачивается при помощи специальных предметов, найденных на локациях.

Визуальный обзор
Аддиктивный геймплей Аддиктивный геймплей
Атмосфера - она обволакивает и поглощает Атмосфера - она обволакивает и поглощает
Крутые боссы Крутые боссы
Крутой герой Крутой герой
охрененная графика охрененная графика
Море фана Море фана
Девочки Девочки
Прокачка Прокачка
Много лута Много лута
Файерболлы и проклятия Файерболлы и проклятия
они везде и они враги они везде и они враги
Открытый мир Открытый мир
Этот саундтрек хочется заслушать до дыр Этот саундтрек хочется заслушать до дыр
действие происходит после "конца света" действие происходит после "конца света"
Сплошные сопли Сплошные сопли
Закрученный сюжет - оторваться невозможно Закрученный сюжет - оторваться невозможно
Насилие и кровь Насилие и кровь
wow-фактор цветет и пахнет wow-фактор цветет и пахнет
Вампиры, зомби, черти Вампиры, зомби, черти
Не для всех (артхаус) Не для всех (артхаус)
Плохой конец Плохой конец
Звезды showbiz inside Звезды showbiz inside
Тупизм - ты застрял и не знаешь что делать Тупизм - ты застрял и не знаешь что делать
Epic от которого рвет задницу Epic от которого рвет задницу
Разрыв жопы детектед Разрыв жопы детектед
Жопозаживин Жопозаживин
крутой злодей крутой злодей
Сильная женщина Сильная женщина
Переведено на русский язык Переведено на русский язык

Визуальный обзор базируется на основных признаках игры и является дополнением к основному обзору.

Все элементы и нюансы складываются в единое увлекательное, глубокое приключение, которое с каждой минутой раскрывает всё больше граней. Expedition 33 — это не просто “ещё одна игра в стиле JRPG”, а проект, сделанный с любовью к жанру и уважением к игроку. Любовь Гийома Броша к Final Fantasy, особенно восьмой части, очень заметна. Вдохновение этой классикой видно, например, в различных фишках геймплея, вроде экипировки "пассивок" через магические предметы, которые ещё надо выучить в бою. Также свои аллюзии есть и в различных элементах дизайна, включая униформу героев — к слову, здесь же авторы отсылаются к Persona 3 с характерными повязками на рукавах. Самое главное в этом то, что на основе своих любимых произведений разработчики выработали собственный уникальный стиль и подход, который удачно развивает классические идеи, делая Clair Obscur: Expedition 33 свежей, цельной и самобытной игрой, где сюжет и геймплей очень сильно переплетены.

Что касается технической части, Expedition 33 на консолях предлагает два режима — "Производительность" и "Качество". Во втором случае игра работает в 30 FPS с более приятной картинкой, что вполне комфортно, учитывая пошаговые бои. Я тестировал проект на базовой PlayStation 5 и PC. Разница между максимальными настройками на ПК и стандартной консолью Sony заметна: на консоли разрешение ниже 4K, местами видны чуть более размытые текстуры, лесенки и пикселизация в волосах, а лёгкая дымка, скрывающая упрощённые детали вдали, кажется более густой. Однако в целом, игра выглядит очень достойно и красиво независимо от платформы.

Важно отметить, что Clair Obscur, как и многие релизы на Unreal Engine 5, серьёзно нагружает даже мощные ПК. На конфигурации с AMD Ryzen 5, 32 ГБ ОЗУ и RTX 4080 в 4K с "эпическими" настройками она выдаёт около 45-58 FPS. Этого хватает для комфортной игры, но разная длительность кадров даёт о себе знать рывками камеры, что на фоне стабильных 30 FPS может восприниматься менее приятно. Опция DLSS в режиме "качества" немного улучшает ситуацию, но работает не идеально. Ещё местами могут встречаться мутные текстуры рядом с высокодетальными, что напоминает подобное у Black Myth: Wukong. Видимо, особенности оптимизации движка Epic Games в сочетании с небольшой командой разработчиков выдает подобные моменты.

Радующие глаз местные красоты — во многом заслуга художников. С точки зрения дизайна авторы постарались наполнить мир французским антуражем начала XX века. Это чувствуется во всём — от архитектуры и элементов окружения до костюмов и характерного визуального стиля, где ранняя индустриализация переплетается с архаикой, а арт-деко соседствует с модерном, создавая наполненную особым шармом атмосферу. Его можно усилить, если играть с французской озвучкой.

Также особого внимания заслуживает постановка сцен: режиссура выполнена на высоком кинематографическом уровне. В некоторых моментах авторы используют интересные стилистические приёмы вроде чёрно-белого изображения или формата 4:3. Всё это добавляет стиля и самобытности.

Музыка в Expedition 33 тоже достойна отдельного разговора — саундтрек смело можно ставить в один ряд с лучшими образцами игровой индустрии. Французский композитор Лориен Тестар работал над ним пять лет. Вокал Алисы Дюпор-Персье — важная часть всего антуража игры. Её приятный и жизнеутверждающий голос отлично контрастирует с меланхоличным настроением в некоторых композициях и создает более глубокое ощущение, нежели просто радость или грусть. Также в нескольких композициях можно услышать вокал Виктора Борба — знакомый голос для тех, кто играл в Devil May Cry 5. Всё это не просто фоновая музыка: многие треки — полноценные произведения, которые могут зацепить любого.

Саундтрек вместе с происходящим на экране создает густую атмосферу, а основные композиции, звучащие на протяжении всей игры, ближе к концу приобретают более эпичные аранжировки, переплетая между собой симфоническую музыку и хард-рок. Композитор местами сильно отходит от французского шансона или классических инструментальных вариантов, добавляя в музыку больше сложных джазовых партий или чего-то в духе металла. Порой даже встречаются индастриал-композиции в стиле ранних Prodigy с отдаленно напоминающими Depeche Mode или Chemical Brothers элементами.

  • Комментарии
  • Форум
  • Дим, дим, дам, да-да, дим, дам, дам: Обзор Clair Obscur: Expedition 33

    41 13.05.2025 09:09 от Tarkov-Vlad
  • "Мы будем гордиться": Нил Дракманн подготовил актрису из PS5-эксклюзива Intergalactic: The Heretic Prophet к нападкам хейтеров

    34 13.05.2025 09:06 от Double_Jump
  • HBO отчиталась о впечатляющем старте второго сезона The Last of Us

    33 13.05.2025 09:06 от Sochny
  • "Я выросла!": Белла Рамзи устала от вопроса о взрослении Элли во втором сезоне "Одних из нас"

    28 13.05.2025 08:57 от Sochny
  • Death Stranding 2: On the Beach работает в двух графических режимах на PlayStation 5

    10 13.05.2025 08:47 от Evgeniy

Подводя некий итог, можно ещё раз в тезисной форме проговорить многочисленные плюсы и некоторые минусы, а также порекомендовать Clair Obscur: Expedition 33 абсолютно всем поклонникам жанра RPG, и упомянуть, что это однозначно один из претендентов на игру года...

Однако также хочется отметить важность этого проекта и его успеха для всей современной игровой индустрии. Это тот здоровый подход к играм, который сейчас крайне необходим. Речь идет не просто о механиках или жанре, а о принципах работы, когда небольшой коллектив выходцев из огромной корпорации сделал хорошую современную игру с красивой графикой, интересной постановкой и, что немаловажно, адекватным бюджетом. Гийом Брош и его друзья — не первые на этом пути, но таких проектов должно быть намного больше, и тогда мы все будем в выигрыше.

Возрастной рейтинг игры: 18+

Есть русские субтитры

Игра легально импортирована в Россию компанией "Ачивка"

Игра пройдена на:
PC
Правильные темы: есть
Продолжительность: 40 часов
1-2 злое говно
3-4 не надо
5-6 общепит
7-8 в самый раз
9 9 очень круто
10 шедевр!
Выберите эмоцию которую вызвал материал:
Вам понравился материал? Расскажите о нем друзьям!
Читайте также другие материалы:
Лучшие комментарии
Conqres
Conqres 68.77 13.05.2025 00:11 удалён
21

По эмоциям и ощущениям - чистая десятка. И лично для меня однозначно GOTY

перейти к непрочитанному
Комментарии (41)
Tigger
Tigger 597.25 13.05.2025 03:43 удалён
0

Капец тетку на превью жмыхнулоcool

Tigger
Tigger 597.25 13.05.2025 03:45 удалён
5

норм чуваки бахнули игрулю, а можно им скварешня отдаст делать 17 финалку? и бюджет под стать, они похоже знают как делать финалки лучше тех мракобесов, что делают их уже который год 

Проблема в том, что таким студиям лучше сидеть в своих бюджетных рамках, а иначе с большими бюджетами в комплекте будет идти орава продюсеров, которые с кнутом будут стоять над душой.

Phil_Icon
Phil_Icon 4.82 13.05.2025 04:05 удалён
4

Соглашусь с мнением, что для данного проекта можно было б и на 10-очку раскошелиться, уж очень много души в игре)

PS @BloodRayne4ever аккуратней, ребенок все-таки))

PPS ютуб мне подкинул русскоязычный кавер на Люмьер, вышло весьма недурственно, зацените, если ещё не: https://youtu.be/uxNbBsWIpPs?si=OSOyVIvD8pOAIXjm

SkyerIst
SkyerIst 1304.51 13.05.2025 04:07 удалён
3
Azzy
Azzy 129.01 13.05.2025 04:39 удалён
0

devil

на всякий случай предупрежу, девочке всего 16 лет

razore3rus
razore3rus 68.97 13.05.2025 05:54 удалён
0

Спасибо за обзор, давно внёс в список обязательного к прохождению. Как руки дойдут, с удовольствием поиграю.

RIDDICK_2
RIDDICK_2 11.75 13.05.2025 06:26 удалён
0

Всё круто но не люблю jrpg, пошаговая боёвка не нравится 

stanis6
stanis6 159.65 13.05.2025 06:37 (изменен) удалён
1

@bat_dmitry если идти на платину, то придется пылесосить всю игру. Много собирашек, 3-4 дополнительных больших уровня, огромная башня испытаний с 11 ступенями по три боя, пять берегов с играми жестрелей, мощный и толстый боссяра с 80 млн пойнтов. У меня уже 65 часов показывает

Phil_Icon
Phil_Icon 4.82 13.05.2025 07:11 (изменен) удалён
0

@SkyerIst вот где настоящая энергия Эроса))

 

Slimin
Slimin 145.22 13.05.2025 07:34 удалён
0

Это уже когда все соулсы задолбали и тут появляется она, тут даже шмотками и прическами можно мило выделить отряд. в общем симбиоз арт-хаусной эстетики и любимого геймплея в антураже Прекрасной эпохи.

 

Гийом Брош

Гийом нормально человека.
 

PS: Всем рекомендую к покупке именно на платиру.

Phil_Icon
Phil_Icon 4.82 13.05.2025 07:34 (изменен) удалён
0

del

Xopek
Xopek 189.97 13.05.2025 07:39 удалён
0

Ubisoft Montpellier вообще была отличная студия, шедевры делала во главе с Анселем laugh

Chornolio
Chornolio 73.86 13.05.2025 07:42 (изменен) удалён
0

Все хорошо, но рекомендовать игру всем нельзя. Тем, кто не умеет в строгие тайминги на всякие перри и увороты, я бы игру не рекомендовал. Ибо тут это не опциональная механика, а прям база всей боевки. Даже на легком уровне сложности. Да, можно билд насобирать, который на легком позволит не должить, но до этого нужно еще дойти. До Экспедиции только одну игру дропнул по той же причине - Секиро, где перри во главе всего. 

savarbuz
savarbuz 3 13.05.2025 07:47 удалён
1

9.999/10

SP_Mzz
SP_Mzz 16.62 13.05.2025 07:58 удалён
2

Просто подарок, а не игра. Не ремейк, не ремастер, а абсолютно новая мгра с новой историей и на таком высоченном уровне.

Не смотря на наличие в геймпассе, дисочек в личную коллекцию заказал. 

NeProfi
NeProfi 105.89 13.05.2025 08:05 удалён
1

Всё круто но не люблю jrpg, пошаговая боёвка не нравится 

Тоже не признаю пошаговую, но от игры оторваться не могу))) одно слово феномен как Элден Ринг и Укун(очень плохо играю в сосалики но их прошёл с кайфом)

BLOODec
BLOODec 47.16 13.05.2025 08:06 удалён
0

Эх, если бы  сделали не Jrpg, а обычную, обязательно поиграл бы...

NeProfi
NeProfi 105.89 13.05.2025 08:08 удалён
0

Спасибо за обзор, ну и за 9-ку, нынче редкость. Себя поймал на том что без видимой необходимости обхожу локации заново чтобы оттянуть финал игры))) Это ещё большая редкость 👍

nesnaika
nesnaika 4.83 13.05.2025 08:50 удалён
0

Капец тетку на превью жмыхнулоcool

да это у неё просто такая реакция на превьюшку (новость выше), про стеллар бл*йд smiley

DinaMuS
DinaMuS 5.12 13.05.2025 09:05 удалён
0

@stanis6 а у кого там 80 млн поинтов? Или название локации. С минимальным спойлером) 

Чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться.
Еще нет аккаунта? Регистрируйтесь!