


Обзор DOOM, DOOM II, DOOM 3 для PS4, Xbox One и Nintendo Switch
Возвращаемся и вспоминаем классическую трилогию на современных системах
О легендарном DOOM было сказано многое. Появившийся в 1993 году шутер не просто стал технической революцией, но и обрел по-настоящему культовый статус благодаря мощной атмосфере, сложному дизайну уровней с массой секретов и веселому динамичного экшену. Неудивительно, что шедевр Джона Кармака, Джона Ромеро и Тома Холла портировали на все существующие платформы. До недавних пор проект по каким-то причинам обходил современные консоли, но в честь юбилея серии Bethesda решила исправить это недоразумение и выпустила три первые части на Nintendo Switch, PlayStation 4 и Xbox One.
Трилогия не распространяется в виде единого сборника - каждую игру можно приобрести отдельно. На старте вся троица требовала привязки к сайту Bethesda.net, но затем игры пропатчили. В данном обзоре мы решили вернуться к культовой серии, рассказать о ней подробно и понять, стоит ли играть в эту классику в 2019 году.
DOOM
Действие дебютной игры происходит в будущем, где корпорация UAC экспериментирует с технологиями телепортации на Марсе. Главный герой, безымянный солдат, прибыл вместе с группой товарищей разобраться с результатами некоего инцидента. Как оказалось, научный эксперимент ученых вышел из-под контроля, и вместо телепорта на Фобосе открылся портал в ад, откуда полезли всевозможные демоны. Практически все живые люди на станции были убиты или превращены в зомби, а отставший от своих товарищей герой остался единственным выжившим. Теперь ему предстоит самостоятельно выпутываться из этой передряги.
Конечно, история никак не подана в самой игре, и можно лишь догадываться о том, что именно происходит. Или просто почитать о сюжете в сети интернет.
В свое время игровой процесс заложил основы не только для будущих проектов id Software, но и жанра FPS в целом. Играть весело даже сейчас.
Цель каждого уровня - найти выход, а для этого необходимо исследовать локации и истреблять нечисть. Нередко бравый пехотинец встречает перед собой запертые двери с рамкой определенного цвета. Для того чтобы их открыть, нужно найти соответствующей ключ, поэтому исследование выходит на передний план.
В игре очень сильные приключенческие элементы. Локации представляют собой сложную карту, по которой можно перемещаться в любом направлении для поиска ключей доступа и секретов, с возвращением к запертым дверям для открытия проходов в другие части уровня.
На более поздних этапах легко заблудиться. В такие моменты на помощь приходит схематичная карта уровня, на которой можно увидеть двери и коридоры, пропущенные вами ранее. Это очень помогает в исследовании локаций.
Внимательно изучая помещения, нередко можно натолкнуться на ложные стены, секретные комнаты и потайные переключатели, которые при определенном алгоритме действий открывают тайники. Там главный герой может получить дополнительную броню, невидимость, мощное оружие и прочие бонусы.
Поиск таких мест кажется несложным (где-то текстура отличается цветом, где-то рисунком), но чем дальше вы играете, тем сложнее становятся загадки. Это увлекает и приносит не меньше удовольствия, чем истребление нечисти.
Некоторые области выполнены в хоррор-стилистике, предлагая темные зоны с пугающим мерцанием ламп. Но в целом игра довольно яркая, и огромные толпы самых разных врагов, которые атакуют уникальным образом, весело уничтожаются уже классическим набором оружия.
Безымянный персонаж начинает лишь с пистолетом, но уже на первом уровне может получить ружье, а дальше пополнить арсенал миниганом, гранатомётом, энергетической пушкой и легендарной BFG 9000. Кроме этого, на одной из локаций можно подобрать бензопилу.
Каждое оружие имеет свои особенности и подходит для определенной ситуации. Например, гранатометом лучше пользоваться на расстоянии, забрасывая снаряды в толпы врагов или скопление взрывающихся бочек. Дробовик отлично действует на близких дистанциях и способен поразить сразу несколько целей.
Важно отметить, что разработчики обновили управление. Правый стик отвечает за передвижение, а левый – за направление выстрелов. Контроль над персонажем осуществляется примерно так же, как и в других современных шутерах, но с той лишь разницей, что нельзя двигать камеру по вертикали. Если враг стоит выше или ниже, то ваши выстрелы автоматически попадают в него, если оружие в момент выстрела расположено на одной оси с ним.
В DOOM на PS4, Xbox One и Nintendo Switch представлены три основных эпизода и дополнительная глава Thy Flesh Consumed, которая связывает оригинал с сиквелом. Всего порядка 39 миссий, включая секретные уровни.
Музыкальное сопровождение сыграло немаловажную роль в успехе оригинального релиза. Мелодии дополняли геймплей, придавая происходящему более напряженную и гнетущую атмосферу или поддерживая веселый экшен.
Композитор Бобби Принс писал музыку с использованием гармоний, похожих на известные песни Slayer, Metallica, Pantera и AC/DC. Мелодии не просто заимствовались, а перерабатывались и дополнялись своими идеями. В DOOM музыка одновременно узнаваемая и при этом самобытная. Композиция “E1M1 – At Doom's Gate” и вовсе стала одним из символов жанра.
Кроме одиночного прохождения, игра предлагает сразиться в локальном “Deathmatch” или пройти сюжетную кампанию в кооперативе. Эти режимы работают исключительно на одном экране. Удивительно, но проект, стоявший у истоков сетевых баталий, при портировании потерял возможность играть с друзьями по сети интернет. Это выглядит особенно нелепо на фоне неурядицы с привязкой к аккаунту Bethesda.net.
Внимательно изучая помещения, нередко можно натолкнуться на ложные стены, секретные комнаты и потайные переключатели, которые при определенном алгоритме действий открывают тайники
DOOM II: Hell on Earth
События сиквела начинаются через какое-то время после истории оригинала. Прибыв на Землю, главный герой понимает, что планета захвачена демонами и пора приниматься за работу.
Локации стали больше, запутаннее и темнее. Теперь даже важные для прохождения двери и элементы могут быть замаскированы под интерьер. Большим подспорьем будет карта, правда некоторые детали сложно заметить даже с её помощью. В какой-то момент, разгадав определенную логику построения уровня, становится проще находить скрытые проходы и тайные помещения.
В игре около тридцати уровней, а также несколько секретных, включая бонусный этап из Wolfenstein 3D. Кроме этого, в DOOM II включен сборник уровней The Master Levels. А вот No Rest for the Living, созданный для Xbox 360-версии, почему-то отсутствует.
Арсенал безымянного солдата пополнился мощнейшей двустволкой. Несмотря на свою медлительность, её мощь и радиус разлета дроби позволяют с легкостью положить отряд зомбированных солдат. Это оружие быстро обрело популярность среди фанатов игры и стало одним из символов серии. Стрелять из него даже спустя 25 лет очень приятно и весело.
В сиквеле игра обзавелась и новыми противниками, вроде назойливого Элементаля боли или огромного Манкубуса. Новички имеют более механистический дизайн и отлично дополняют бестиарий игры. Самым опасным из них я бы назвал Арчвайла. Кроме мощного урона, он способен поднимать уже убитых врагов, что может быть неприятным сюрпризом для неподготовленного игрока.
С технической точки зрения, DOOM и DOOM 2 для современных систем стоит рассматривать вместе, так как они имеют схожие особенности. Сама картинка стала более гладкой и светлой, игра потеряла часть теней на некоторых объектах из-за странного переноса на Unity. Частота кадров зафиксирована на значении 35 FPS, как было в оригинальной версии для IBM PC. Почему авторы не сделали привычный 60 FPS-вариант нам не понятно. Поэтому изображение далеко не такое плавное, как могло быть.
Странно, что картинка до конца не отформатирована под широкие экраны 16:9. По бокам есть небольшие полосы.
Кроме этого, музыка воспроизводится на небольшом замедлении, что незаметно, если специально не сравнивать. В любом случае, компании Bethesda стоит поправить все эти технические моменты.
Еще мы заметили, что вместо красных крестиков на аптечках теперь нарисована пилюля, но это не влияет на итоговые впечатления.
В портативном формате на Nintendo Switch играть лучше всего, так как пикселизация графики воспринимается более естественно из-за относительно небольшой диагонали экрана.
















Визуальный обзор базируется на основных признаках игры и является дополнением к основному обзору.
DOOM 3
Продолжение знаменитой франшизы вышло спустя десять лет после сиквела. Разработчики отказались от концепции быстрого шутера и перезапустили серию в более мрачном антураже космического ужастика. Игра была построена на идее Джона Кармака начать проект с прорывной технологии, адаптируя под нее механику. Особенностью стала динамическая игра света и тени.
Система освещения в DOOM 3 даже сейчас выглядит красиво, а пятнадцать лет назад казалась чем-то невероятным. В отличие от релиза BFG Edition с уродливыми мыльными эффектами, в свежем переиздании все выглядит намного четче.
Кроме крутых теней, которые падают на окружение в реальном времени, в игре до сих пор симпатичные уровни, монстры и оружие. Особенно в портативном формате на экране Nintendo Switch. 60 кадров в секунду и высокая четкость радуют глаз.
Жаль, что изображение портят квадратные детали, вроде пальцев и макушек персонажей, которые еще на момент выхода не впечатляли, а сейчас и вовсе смотрятся уродливо - особенно на больших телевизорах формата UltraHD. Очень забавно выглядит канцлер, у которого, как и у остальных героев, шестигранная голова и шов по центру лица, но зато проработанные и реалистично бликующие на свету очки.
В остальном перенос игры на современные системы оказался удачным. В настройках можно выставить угол обзора до 100 градусов, а также включить тень от фонарика, который теперь закреплен на плече главного героя, позволяя стрелять и светить в темноту одновременно. В оригинале отсутствие этой фичи дико раздражало.
В отличие от первых частей серии, сюжет DOOM 3 присутствует в самой игре и развивается в классических катсценах на движке, которые дополняются всевозможными сообщениями и аудио-дневниками. История во многом повторяет завязку первой части, но имеет иное развитие. Всё действие происходит на Марсе, куда по долгу службы прибывает главный герой – безымянный солдат. Простое первое задание со спуском в подземный уровень в поисках пропавшего ученого перерастает в крестовый поход против орд демонических вторженцев.
Поиск предметов для открытия дверей остался, между локациями иногда бывают подгрузки через систему шлюзов, а некоторые зоны становятся недоступными. Планшеты-идентификаторы открывают запертые двери, служат источником дополнительной информации о мире игры, а также сообщают различные пароли и коды от сейфов и схронов.
Эстетика локаций во многом вдохновлена фильмами серии “Чужой”, а поведение зараженных людей напоминает классических ромеровских зомби.
Игра действительно стала ближе к хоррорам. В отличие от предыдущих частей, здесь нужно перезаряжать оружие, что на короткое время делает героя легкой добычей. Враги любят нападать со спины, патронов ограниченное количество, а некоторые противники способны поглотить целую обойму.
Разработчики делали ставку на эффектные появления монстров, и по большей части у них получилось, но иногда вы этого не замечаете. Скрипт может быть привязан к патронам или аптечке, а вы смотрите в другую сторону, поэтому иногда пустые помещения наполняются новыми оппонентами, нападающими со спины, что сильно напрягает.
Локации стали компактнее, что создает хорошую плотность экшена. Встреча даже с одним противником может быть опасной. Победить его, не получив урон, – достаточно сложная задача - особенно из-за дрожания камеры во время получения урона.
Темные локации имеют свой недостаток - можно легко заблудиться и не понимать, куда надо двигаться дальше. Если в предыдущих частях помогала карта, то в триквеле её нет и приходится блуждать в потемках, пытаясь найти нужную лабораторию или иное помещение.
Отчасти решение проблемы может быть в монстрах, которые появляются только в тех участках марсианской базы, которые вам необходимо пересечь в ходе выполнения текущей задачи.
В отличие от оригинальной дилогии, третья часть практически не использует музыкальное сопровождение. Вместо этого авторы проработали звуковое окружение. Общий шум и различный гул в помещениях космической станции все время дополняется шорохами с разных сторон, что создает ощущение объема.
В полной тьме расположение врагов можно вычислить по их рычанию или тяжелому дыханию. Каждый противник издает свой характерный звук и всегда можно понять, с кем предстоит воевать. Для полного погружения рекомендуется играть в наушниках или с качественной акустикой.
В комплект также входят дополнения Resurrection of Evil и Lost Mission, которые добавляют еще около 8 часов геймплея.


- Комментарии
- Форум
-
PlayStation 6 и Xbox 5 могут выйти уже в 2027 году?
24 -
EA уволила около 400 человек, разработка экстракшен-шутера во вселенной Titanfall отменена
18 -
Шанс есть: Историю Clair Obscur: Expedition 33 могут продолжить в DLC
8 -
Ветеран Rockstar Games: Grand Theft Auto VI не нужен еще один трейлер
12 -
Режиссер "Топ Гана: Мэверик" снимет ремейк "Полиции Майами"
2
Несмотря на некоторые шероховатости переизданий и проблемы оригиналов, все три проекта до сих пор хорошо играются и увлекают. Если вы хотите ознакомиться с классикой и не против ретро-графики, то начинайте с самой первой части. А фанаты для коллекции могут купить сразу три игры.

























































Лол, как раз первый Дум прохожу, мощная игра конечно, жаль в своё время не удалось поиграть.
Не уверен что 3ю часть можно отнести к классике, прежде всего это ремейк 1й части + достаточно современный в сравнении с DOOM 1,2, ну и не смотря на то что игра безусловно хорошая, она немного выбивается уклоном в хоррор.
За такие порты Дума 1/2 руки отрывать надо. Перенесли все на Юнити добавив новых багов. Зато лок в 35 оставили на месте, лол.
Лучшая консольная версия как была, так и осталась на X360. И я рекомендовал бы всем ее покупать, что бы играть в обратной совместимости на Хуане, но Беседка предусмотрительно убрала все из магазина, заменив своими обрубками без мультиплеера.
Ладно хоть Дум 3 нормальным ребятам доверили. И теперь игра, которая когда то плавила топовые компьютеры, без проблем работает на карманном устройстве.
@Beren ты преувеличиваешь. там все в целом норм. если специально не искать и с лупой не сравнивать
Фраза "проблемы оригиналов" это абассака :)))
Помню в своё время грейдил комп ради третьего дума. Отличная игра.
Интересно, это оговорка или всë же фишка движка iD Tech такая? ))
Возможно преувеличиваю. Просто когда из переизданий, которые должны стать лучшей версией проекта, вырезают основные фишки - это маразм.
Лично у меня Дум 1/2 прочно ассоциируется с кооперативным прохождением и играть в одиночку раз в 5 скучнее. Кармак 25 лет назад смог сделать кооп, а эти не смогли.
Конечно, в Дум 3 тоже кооп не завезли, но это воспринимается проще, учитывая что под Хбокс версию (в которой кооп был) поменяли геометрию уровней, а в переиздании ожидаешь полноценный ПК порт.
@Beren так там есть кооп, но на одном экране. А так это не основная фишка игры и тем более отсутствие онлайн не баг. Про вырезанный интернет в обзоре сказано
Третий Дум крутой, в хороший год вышел, жарко тогда было... и Хроники Риддика, и ФарКрай, и Халва вторая. Весь год глазала лезли на лоб от графона, а комп от перегрузок просил пощады =)
Хороший обзор. Благодарю. Однозначно трилогию в библиотеку. А что там со сложностью DOOM 3? Помню в BFG Edition сильно упростили игру - хард игрался как нормал из оригинальной PC-версии.
Зы, жаль не добавили OST из PSone-версии. Знаю, понимаю, что оригинальный драйвовый саундтрек - это основа и то, как авторы задумывали игру. Однако эмбиент-OST с версии DOOM и DOOM 2 на PSone, произвёл на меня впечатление совершенно другой игры - больше в хоррор и исследования. Саундтрек создавал загадочную и пугающую атмосферу потустороннего мира - словно ты единственный человек на Земле, и никого кроме чудовищь. Одинаково люблю и оригинальный OST и OST PSone.
ДУМ 3 на Сыче прекрасен и цена в принципе норм.Где то лежит для ПК лицензия от 1с.Раз 5 проходил на тот момент.Думал на Сыче не зайдет уже,но решил купить и все супер.
1-2 ДУМ покупать нет желания.На всех платформах перенасытился уже.
@Clawmark плохо помню как в оригинале на пк было-слишком давно же это все было
@LeviafhaN хэйло 2 и метройд прайм 2 ещё (не говоря о других жанрах) супер год был
3 дум лучший
@ACE ясно, понял. Что ж, попробуем - по скринам DOOM 3 выглядит хорошо, не так аляписто, как BFG Edition в своё время.
В игре очень крутая атмосфера космического хоррора, а записки и аудиозаписи в КПК добавляли загадочности и страха. Помню будучи подростком, даже боялся играть по вечерам :D
@ACE ну я имел в виду именно ПК-платформу, в то время о консолях не помышлял =)
Эксклюзивы
там уже все части Гирей, включая спинофф и Фейбл 2 эмулируются на Xenia
в оригинала была система повреждений и расчлененка ? Почему убрали из BFG Edition ?
проблема в том, что его нет и на ване.