Боже, да избави нас от ярости норманнов: Обзор фильма
Спецматериал 46 Комментарии: 50

Боже, да избави нас от ярости норманнов: Обзор фильма "Варяг" Роберта Эггерса

Дата: 15.05.2022 22:29
18 12 10 популярные эмоции статьи
  • Комментарии
  • Форум
  • Средневековый слэшер Chivalry 2 спустя 10 дней после выпуска в Steam нашел 300 тысяч покупателей

    3 25.06.2022 09:58 от Dizzz
  • Безумие и хаос в стиле дерби: Гоночная аркада GRID Legends получила новый режим Classic Car-Nage — трейлер

    6 25.06.2022 09:51 от MitLas666
  • Официально: Blizzard закроет Overwatch ради Overwatch 2

    12 25.06.2022 09:49 от nagato
  • Второй сезон не помог: количество игроков Babylon's Fall в Steam достигло нуля

    16 25.06.2022 09:21 от Nitrous
  • Стало известно, почему разработчики Final Fantasy XVI отказались от пошаговой боевой системы и сделали ставку на экшен

    20 25.06.2022 09:00 от dinukri

Свой рассказ о фильме хотелось бы начать с пояснения по поводу русскоязычного названия, которое осталось у The Northman даже после отмены проката. Наши локализаторы “славятся” умением адаптировать заголовки там, где это не нужно, и на мой взгляд, здесь как раз такой случай. Хотя у названия “Варяг” есть небольшое сюжетное обоснование, учитывая весь контекст фильма, “The Northman” лучше было бы локализовать как “Норманн”. Это слово вполне употребимо в русском языке, когда речь идет о древних скандинавах, а “Варяг” всё же со­би­ра­тель­ное обо­зна­че­ние скандинавов на Ру­си.  

За предыдущие семь лет Роберт Эггерс успел несколько раз громко заявить о себе как о талантливом режиссере. Его “Ведьма” и “Маяк” собрали множество престижных номинаций и наград. Режиссер закрепил за собой славу человека, умеющего воплощать на экране суровые мифы и легенды, которые он передает с большим количеством нужных деталей и богатым символизмом. После этого он решил заняться экранизацией скандинавских легенд, а точнее популярной историей о принце Амлете.

Сюжет “Варяга” основан на труде Саксона ГрамматикаДеяние данов”, который в свою очередь послужил основой для Шекспировского “Гамлета”. Историю мести за отца своему же дяде мы видели уже много раз и в разных интерпретациях, поэтому сначала кажется, что кино не сможет нас удивить. Однако происходящее на экране всё равно завораживает и поглощает. Несмотря на то, что эта история кажется общеизвестной, детали и сюжетные повороты в этом фильме отличаются от тех, что были у Саксона Грамматика, и это придает повествованию собственной пикантности.

Как и в предыдущих фильмах Эггерса, здесь события на экране развиваются плавно, и режиссер аккуратно погружает зрителя в эту странную, но притягательную атмосферу мистической Скандинавии. Стоит отметить блестящую работу актёрского состава. Даже короткие появления Уильяма Дефо, Бьорк и Итана Хоука запоминаются надолго, а великолепная химия между Александром Скарсгардом (принц Амлет) и Аней Тейлор-Джой (чародейка Ольга) заставляет переживать за них, как за родных.

Авторы фильма постарались насытить практически каждый кадр большим количеством деталей. Вместе со своеобразной и часто меняющейся цветокоррекцией каждая сцена выглядит потрясающе. Здесь и резные колонны с характерными символами, и пшеничный “кокошник” с контрастным черно-белым макияжем на голове у некой провидицы в исполнении Бьорк. Роспись на шлемах и оружии, различные ритуалы и языческие обряды – всё это художники, декораторы и цветокорректоры сделали запоминающимся. Часть сцен выполнена в однотонных и часто холодных оттенках, однако при этом сами цвета очень мягкие и приятные для глаз, а некоторые отдельные яркие моменты акцентируют внимание зрителя на нужных деталях. Режиссер нередко снимает сцены длинными планами с интересными ракурсами. Порой в кадре присутствует некая симметрия или скорее какая-то общая гармония всех объектов. Порой в таких случаях хочется сделать скриншот и повесить его как картину. 

В “Варяге” много скандинавского мистицизма и символизма, которые так часто встречаются в сагах. Всё языческое нутро главного героя помогает ему осуществить его планы. Здесь и вороны, спасающие его от казни, и оружие, работающее лишь при определенных условиях, и многое другое. Атмосфера этой киноленты хорошо передает суть легенд, которыми вдохновлялись авторы фильма. Местами сцены и диалоги сняты в виде сна, видений или сюрреалистических галлюцинаций. При этом почти всегда мистика неплохо обыгрывается и “приземляется”. Таким образом создателям фильма отлично удалось скрестить темное фэнтези, мистику и триллер вместе с исторической драмой. 

Говоря об атмосфере, нельзя не упомянуть о музыке и звуковом сопровождении, где каждая составляющая подчеркивает суровость этого мира. Языческие напевы и шаманские пляски местами напоминают композиции популярной неофолк-группы Heilung. Звуки варгана и горловое пение перемешиваются со звуками природы и аккуратно дополняются другими струнными и духовыми инструментами, которые в минуты напряженных или боевых сцен начинают играть более агрессивно, а в моменты спокойствия звучат более разряжено и тихо.  

Что касается боевых сцен, то и здесь съемочная группа постаралась показать суровость северных воителей во всей красе. Местами оператор непрерывно следует за одним персонажем или обходит поле боя таким образом, чтобы зритель мог понять масштаб происходящего и одновременно с этим оценить мастерство свирепых воинов. Конечно, встречаются тут и странные моменты, например, когда отряд берсерков взбирается на стену без лестниц и какого-то серьезного сопротивления или когда некоторые войны не очень активно блокируют удары щитом. В остальном драки брутальные, зрелищные и эффектно снятые. 

Ну и под конец хотелось бы упомянуть о стараниях Роберта Эггерса соответствовать исторической достоверности в плане реквизита. Я, конечно, не профессиональный историк и с нетерпением жду разбора этой кинокартины от знающих и понимающих людей, однако как любителю скандинавского фольклора мне кино показалось очень аккуратным в части изображения быта и различного инвентаря, мелькающего в кадре. Возможно, кто-то из специалистов заметит несоответствие, например, в деталях экипировки в обозначенных датах или в наличии христиан в этих окрестностях, но в любом случае кино стоит похвалить за то, что в нем практически нет заскорузлых киноштампов про “викингов”.

Одни из самых частых шаблонов Голливуда, когда речь заходит о древних скандинавах – грязные лица и мрачные одеяния. И то и другое призвано показать суровый варварский нрав, но на деле это часто доходит до абсурда. Здесь же герои нередко могут быть облачены в голубые, зеленые или красные одеяния, что гораздо вернее набивших оскомину темных кожаных нагрудников. Ну и главное разрушение шаблонов – в одной из сцен показано, как древние скандинавы моются, и в целом грязные физиономии в кадре присутствуют лишь во время битв или работы, что логично, и лично меня это очень порадовало.

Подводя итог, хочется сказать, что это выдающаяся кинокартина, которая, к сожалению, понравится не всем из-за специфичности повествования и немного затянутой середины. Однако если вы любите скандинавские саги, брутальную атмосферу и изобретательную съемку в сочетании с интересной цветокоррекцией, то получите большое удовольствие от просмотра. Лично для меня “Варяг” — первый претендент на звание “Лучший фильм 2022 года”.

 

 

9/10

 

Читайте также: Нейтан Дрейк вдали от дома: Обзор фильма "Анчартед: На картах не значится".

Подписывайтесь на наш Telegram канал, там мы публикуем то, что не попадает в новостную ленту, и следите за нами в сети:

Telegram канал Новости Новости   Дзен
Выберите эмоцию которую вызвал материал:
Вам понравился материал? Расскажите о нем друзьям!
Читайте также другие материалы:
Лучшие комментарии
Double_Jump
Double_Jump 204.2 15.05.2022 22:48 удалён
19

 

Комментарии (50)
Noel
Noel 0.91 16.05.2022 19:33 удалён
1

Не смотрел еще Варяг, но Ведьма и Маяк от этого режиссера зашли просто на ура и сразу в коллекцию.

foguss1983
foguss1983 29.4 17.05.2022 02:19 удалён
1

Там ещë где-то Григор Клиган был, но я так и не понял где он там. 

Во время игры в этот "хоккей с мячом на траве". 

Этому режиссёру нужно дать экранизировать игру Хэлл Блэйд.

Я бы очень хотел видеть адаптапцию Кольца Небелунгов от него или Сагу о Рагнаре. 

Эх такую бы assassins creed valgalla бы но юбики всегда будут в детский сад играть

lex
lex 8.8 17.05.2022 21:19 (изменен) удалён
1

Все актеры шикарны, фильм зашел.

Аня Тейлор-Джой в новом амплуа.

Николь Кидман страшна как смерть, наверное грим, т.к. в начале фильма вроде нормальная.

Бьорк играла Сиирисс.

Итан Хоук, Уиллем Дефо не узнать вообще, бородатые и волосатые постоянно в говне, но не всегда.

Не жалею потраченного времени.

d_fyr
d_fyr 4.59 18.05.2022 03:53 (изменен) удалён
0

@lex вопрос, как ты посмотрел фильм? Уже есть переведенная версия в качестве? Спасибо

lex
lex 8.8 18.05.2022 08:00 удалён
0

@d_fyr Да, вышла в качественном переводе в первый день, как только тут появилась  новость, ищи на Торренте Едишине.

Azzy
Azzy 110.29 18.05.2022 17:50 удалён
0
Николь Кидман страшна как смерть, наверное грим, т.к. в начале фильма вроде нормальная.

В одном из подкастов который я слушаю, отметили что она как будто не настоящая. Такой эффкект наврное из-за пластики. Там же отметили, что сейчас от Джоли такой же эффект. В целом наврное в этом есть зерно правды. 

Роль Кидман в фильме кажется остраненой, а сюжетная развязка странной, но в целом, если смотреть в контексте фильма как легенды, то вполне укладывается, просто резковато. С другой стороны если бы на это выделили больше хронометража, мне кажется было бы хуже.  

wesker
wesker 0.3 18.05.2022 18:29 удалён
1
Лично для меня “Варяг” — первый претендент на звание “Лучший фильм 2022 года”.

Хм...

Ну ок.

lex
lex 8.8 18.05.2022 19:43 удалён
0

@Azzy СПБ за лайк!

d_fyr
d_fyr 4.59 19.05.2022 00:06 удалён
0

Посмотрел - совершенно не нашёл, чем восхищаться, хотя сам я большой поклонник северной тематики. 

wesker
wesker 0.3 19.05.2022 12:51 удалён
0
Аня Тейлор-Джой в новом амплуа

Нет.

Практически тот же образ, как и в первой половине Ведьмы.

Николь Кидман страшна как смерть, наверное грим, т.к. в начале фильма вроде нормальная.


Ничего подобного.

В начале фильма прекрасна, потом с гримом, так как прошло 20 лет.

Нормальная, пожилая тетка.

Было бы странно, если за 20 лет в таких условиях проживания она осталась прежней.

Бьорк играла Сиирисс

Ну... ок.

Хотя нет.)

Итан Хоук, Уиллем Дефо не узнать вообще, бородатые и волосатые постоянно в говне, но не всегда

Хоук бородатый прекрасен.

Ему очень идет, как и то, что с возрастом он стал более интересным и импозантным.

 

Чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться.
Еще нет аккаунта? Регистрируйтесь!