Обзор Frostpunk 2
Мрак, грязь, страх и ничего человеческого
Первая часть Frostpunk была весьма специфическим гибридом градостроительной стратегии и симулятора выживания в антураже, напоминающем викторианскую Англию конца XIX века. Игрок управлял поселением во время морозного апокалипсиса, и главной задачей было не только пережить суровые холода, но и суметь сохранить власть, принимая различные решения, где выбор часто делался между двух зол, а порой даже приходилось принимать бесчеловечные законы. Несмотря на большое разнообразие вариантов развития города, почти все они так или иначе приводили к проигрышу, а игра имела очень ограниченный набор "правильных" ходов, которые требовалось делать в строгой последовательности и в определенное время. В ином случае победа была маловероятна. Все это заставляло игроков постоянно начинать с начала и искать "идеальный" вариант самому или на специализированных сайтах.
Разрабатывая сиквел, авторы постарались расширить рамки "правильных решений" и позволить игрокам построить свою утопию, которая может быть не похожа на другие.
Основная кампания Frostpunk 2 поделена на главы, внутри которых есть глобальные цели и множество мелких задач для продвижения по сюжету. История, как и в первой части, простая. Действие происходит во всем том же Нью-Лондоне, спустя 30 лет с момента "великой бури", к которой готовился Капитан из первой части. Ему на смену приходит некий Стюард — он должен возглавить увядающее поселение и не просто обеспечить людям защиту перед наступлением новых холодов, но и разобраться с некоторыми идеологическими спорами. Придется возводить различные постройки, принимать важные политические решения, исследовать технологии и продвигать законы в зале заседаний совета.
В местном парламенте собираются представители разных фракций со своим видением будущего и идеологией — на этом основывается система принятия законов и правил. Население города разделено на группы неравномерно, а сама пропорциональность динамическая и зависит от того, как игрок с ними взаимодействует. Фракции напрямую влияют на общее доверие жителей к Стюарду, поэтому пренебрегать даже малыми партиями не стоит. В данном аспекте кроется огромный пласт игровых механик, завязанных на отношениях с главами фракций — от того, кому Стюарт дал обещание, а кого, наоборот, проигнорировал, будет зависеть не только настроение народа, но и возможность принятия тех или иных правил.
На собрании при выборе закона за него должны проголосовать. Если идея соотносится с интересами определенной группы, ее представители поддержат закон, тогда как остальных придется убеждать, давать им обещания или идти на уступки. Все это находится в активной динамике и может иметь далеко идущие и неочевидные последствия. Самих опций и вариантов так много, что на их описание не хватило бы никакого обзора.
К слову, при выборе иконки той или иной фракции раздаются голоса толпы, интонации которой зависят от уровня доверия к Стюарду.
Запустив все базовые процессы, вроде добычи топлива и стройматериалов, а также наладив вопросы с жильем и организацией производства, можно начать исследовать местность за городом. Во второй части разработчики дают возможность основывать дополнительные колонии, и вокруг этого будут построены некоторые сюжетные задачи.
Frostpunk 2 сохраняет лютую хардкорность, хотя кажется более доступной и понятной. Даже сами авторы предупреждают, что здесь часто придется начинать сначала, и это естественный для игры такой процесс. Развитие многих решений сложно предсказать.
Помимо принятия законов и приоритета в исследованиях, игрок решает некоторые проблемы в виде небольших текстовых квестов. В них описывается определенная ситуация и на выбор дается несколько ответов. Сами по себе эти решения могут не иметь каких-то последствий сразу или в короткой перспективе будут казаться позитивными, но часто тянут за собой события, которые постепенно влияют на другие моменты, словно падающие друг за другом доминошки. Нередко решение одной проблемы приводит к другой, а та — к третьей. События развиваются буквально как "снежный ком". Ну а постоянные выборы "из двух зол", кажется, вообще не имеют позитивных исходов. Например, помогаешь одной части жителей — расстраиваются другие, а сам процесс исправления каких-то ошибок может привести к непредвиденным неблагоприятным результатам. Когда проигрываешь раз за разом, в какой-то момент приходит осознание, что нужно начать всё сначала.
Несмотря на то, что игра поделена на главы, обозначения которых есть в меню, перезапускать их оттуда нельзя. Frostpunk 2 делает автоматические сохранения с пометкой "Chapter Save", и в целом этого может быть достаточно, но сохранение можно случайно перезаписать или удалить. Почему разработчики не сделали свободный выбор глав, остается загадкой.
Осложнения также могут возникнуть из-за непонимания, как достичь той или иной задачи. Хотя в игре есть подробный справочник с описанием терминов и механик, в некоторых редких случаях может быть сложно понять, где искать необходимую функцию.
Я бы не рекомендовал Frostpunk 2 людям, склонным к депрессии. Слишком уж она хороша в этом давлении на психику.
Frostpunk 2 — это в первую очередь градостроительная стратегия, поэтому большую часть времени игроку необходимо что-то строить, улучшать и регулировать развитие поселения — а где-то в середине игры таких поселений становится несколько.
В отличие от первой части, здесь нет ограничений на расположение построек по радиусу. Создавать районы можно в более свободной форме, размещая объекты в шестигранных ячейках практически в любом месте после предварительной расчистки территории. Также важнейшей частью игры является планирование — необходимо заранее продумать, что и где будет находиться. Здания, расположенные близко друг к другу или около отвесной скалы в ущелье, лучше сохраняют тепло. Однако некоторые добывающие предприятия, находящиеся рядом с жилыми помещениями, могут привести к их ускоренному износу, а плотная застройка промышленных районов позволяет сократить потребность не только в тепле, но и в рабочей силе. Соответственно, важно развивать местность, сочетая друг с другом те сооружения, которые имеют бонусы, и избегать негативных эффектов. На более позднем этапе игры делать это гораздо сложнее, чем в начале, поэтому чем лучше все продумано на старте, тем проще будет потом. Впрочем, может быть и так, что казавшийся выигрышным вариант в дальнейшем заметно подпортит общую ситуацию, когда свободного места на карте станет меньше.
Сама последовательность действий и планирование расхода ресурсов — принципиально важный момент. Здесь нередко получается так, что немного не рассчитал с тем или иным показателем, например, построил лишнее жилище, и в итоге ресурсов не хватило на что-то другое, а длительное ожидание прихода денег или материалов может быть фатальным. Если не правильно или не вовремя сэкономить, через какое-то время может начаться "каскадный эффект", ведущий к катастрофе. Причем не сразу понятно, где именно была допущена критическая ошибка.
Frostpunk 2 — та игра, в которой редко все бывает хорошо, особенно длительное время. Сама атмосфера пронизана жестокостью и даже безысходностью, а регулярные задачи так или иначе пропитаны суровой мрачной действительностью выживающих в тяжелых условиях людей.
Один из примеров такой тотальной депрессивности — маленькая сюжетная ветка, которая начинается после требований принять закон, регулирующий детский труд. Независимо от решения закон позволит детям работать, а разница лишь в том, каким образом они должны обучаться. После этого ограниченные ресурсы угля начинают заканчиваться, а пока игрок ищет новые возможности за пределами города, на основной шахте появляется опция использовать более мелкие туннели, где можно добывать остатки угля — там из-за своих габаритов способны работать только дети. Если отказаться от этой идеи, топливо заканчивается, а игра очень быстро скатывается к проигрышу. Ну а если использовать детей в шахте, будет ещё несколько подобных выборов, которые в итоге приведут либо к краху города, либо к гибели детей, что также повлияет на настроения граждан. Возможно, к этой ситуации можно прийти так, чтобы не пришлось использовать детей, но я пробовал несколько раз, и у меня не вышло.
Игра действительно увлекает, а бесконечно суровая атмосфера побуждает пробовать различные варианты и переигрывать ситуации в поисках какого-то более щадящего решения. Местами кажется, что разработчики перестарались со сложностью и нагнетанием, но когда часами перебираешь выборы, в какой-то момент можно найти тот, который кажется хорошим и подходящим. Frostpunk 2 — из тех проектов, которые не жалеют времени игрока совсем.
Напряженный тон поддерживает красивая оркестровая музыка на фоне. Величественные звуки духовых инструментов попеременно сменяются то струнными, то клавишными, создавая небольшую разрядку, а потом вновь нагнетая до предела. Это не тот саундтрек, который можно слушать отдельно от игры, но именно музыка в несколько раз умножает атмосферу постоянного преодоления и ощущение безысходности.
В целом, наверное, я бы не рекомендовал Frostpunk 2 людям, склонным к депрессии. Слишком уж она хороша в этом давлении на психику. Хотя визуально игра кажется очень стильной и светлой.
Белоснежное меню с тонкими контурными границами и красивым шрифтом радует глаз. Также интересно оформлены всплывающие врезки с информацией, где изображаются персонажи и описываются те или иные события. Края таких элементов интерфейса, а также некоторых других датчиков слегка расплываются, как капли туши в воде или густые клубы дыма, что смотрится очень оригинально. Когда случаются серьезные проблемы, вроде роста заболеваемости или нехватки тепла, значки, обозначающие эти параметры, текут вниз черными разводами. Ну а на более поздних этапах игры угольно-нефтяными пятнами могут покрыться не только иконки, но и весь интерфейс, включая края экрана. Все, что связано с оформлением, смотрится красиво и стильно. Весь текст переведен на русский язык, а шрифт очень точно адаптирован с оригинального.
Визуальный обзор базируется на основных признаках игры и является дополнением к основному обзору.
Завершив финальную главу и пройдя весь этот мрак, тоску и безысходность до конца, пережив суровые бури и построив такой город, который может выживать в самых сложных условиях, мне хотелось увидеть хотя бы намек на какую-то надежду и позитив, но, кажется, такой вариант не предусмотрен. В конце подводятся некие итоги и начинаются странноватые нравоучения с философствованиями на счёт неудачных решений игрока. Перечисляются негативные моменты, причём упоминаются даже те, где нет хорошего варианта, в результате чего у победы остаётся небольшой, но горький осадочек. Насколько такая манипуляция чувствами уместна в самом конце, пусть каждый решает для себя сам, но мне это не понравилось. Возможно, всё же в игре есть какая-то какая-то линия, которая в конце не приводит к осуждению со стороны разработчиков, и так сделано специально, чтобы игрок пробовал все новые и новые варианты, но у меня это вызвало обратный эффект. В ближайшее время переигрывать этот очень красивый и интересный симулятор тоски не хочется.
После прохождения сюжетной кампании можно продолжать играть в режиме "Построение утопии". Это вариант свободной игры, где, кроме выбора сложности и локации, можно настроить итоговую цель, например, заселение морозных земель или строительство метрополии. Также на выбор тут есть разные фракции, которые будут населять новый город в этой игровой партии. Те, кому кампании показалось мало, вполне могут продолжать здесь.
Что касается технических вопросов, то тестировалась Frostpunk 2 на ПК с AMD Ryzen 5 7500F, 32 ГБ оперативки и видеокартой MSI NVIDIA GeForce RTX 4080. Запускалась на "очень высоких" настройках с разрешением экрана 4K (3840х2160). Игра использует Unreal Engine 5, освещение на средних и более высоких вариантах использует фирменную для этого движка технологию Lumen. Производительность на моей конфигурации, при всех максимальных показателях и без включения DLSS, составляет около 30 кадров в секунду.
Включив генерацию кадров и выставив масштабирование на уровне "Качество", мне удалось добиться 60 FPS. Когда поселение разрасталось, количество кадров немного проседало — до 50-55. Это не так критично для подобной стратегии, но можно поэкспериментировать с дополнительными настройками. Понизив ползунок "освещение" с "очень высоко" на просто "высоко", я снова получил 60 FPS, хоть и временно — на более поздних этапах игры все равно иногда наблюдал просадки до 50.
Стоит сказать, что некоторые настройки графики нельзя изменить во время игры — чтобы переключать и проверять различные варианты, придется выходить в главное меню. Тот же DLSS во время игры не переключается.
Из мелких недочетов можно отметить, что при перезапуске игры, во время загрузки шейдеров, каждый раз слетает русский язык — приходится выбирать его заново. Также в некоторых пунктах меню встречались куски кода, которые пропадали при перезапуске. Каких-то критичных багов не наблюдалось, но в самом начале тестирования я столкнулся с глюком в интерфейсе, который был исправлен патчем. Также стоит упомянуть про наличие долгих загрузок, несмотря на то, что игра установлена на SSD. Возможно, эти моменты будут исправлены патчем первого дня.
-
Ваши игры у вас не отберут: GOG отреагировал на изменение политики Steam по цифровым покупкам
24 -
Разработчик Skyrim и Starfield объяснил, почему команда Тодда Говарда не переходит на новый движок
34 -
GamesIndustry: Astro Bot продается лучше большинства платформеров последних лет, кроме Super Mario
22 -
Steam начал предупреждать пользователей о том, что они покупают не игру, а "лицензию на продукт"
73 -
Sony Mobile подала заявление о самоликвидации в России
27
Frostpunk 2 — очень стильная и хорошо сделанная градостроительная игра. Разработчики постарались учесть недостатки первой части и исправили их. Теперь можно по-разному развивать свое поселение, не пытаясь найти какой-то один правильный рецепт, хотя стратегия по-прежнему очень сложная и требовательная к планированию. Также стоит похвалить авторов за художественный стиль и музыкальное сопровождение.
11 Bit Studios предлагает мощное погружение в депрессивное болото, весьма изящно оформленное и спроектировано таким образом, что его не хочется бросать до самого конца. Но помните, что эту игру лучше не начинать в грустном или тоскливом настроении, потому что оно может ухудшиться.
Отл. Так и думал
Как оперативно уже разместили на цифровых кораблях
В первой части я чтото так подохренел что эту и начинать не охота)))
В чем охренение? Я хз мож чо пропустил, не играл
Можешь прочитать данный обзор, там про это написано. Вся первая часть заточена на принятие единственного верного решения, ты можешь пару часов всё делать верно и развивать всё правильно а потом не сделав какому нибудь из бомжей ампутацию ноги всё заруинить..... Это очень напрягает, вечные смерти в соулсах так не угнетают.
@NeProfi А вообще механика на что похоже? Симсити какоеПонятно, градостроительный симулятор на консолях такое было редким потому и прикольно
Градостроительство в первой игре хоть и является основой но разобраться как, что и где лучше строить не так сложно. По своей сути это стратегия в постапокалипсисе, и вот всякие политические решения давались лично мне гораздо сложнее, больше было ошибок. На что похоже не скажу, сто лет до неё в стратегии не играл.
да какой нибудь theme park на сеге, понятно короче
@zein_ но вообще затягивает игра знатно, хоть и жопораздирательным был мой опыт в ней может всё таки вторую и качну)))) Но пройду вряд-ли)))
Где написаны отличия от первой части? Я первую играл, знаю о чём игра, мне основы расписывать не надо, а вот про отличия вообще ноль написано. Видимо, автор в первую вообще не играл, зачем таким обзоры делать давать не понимаю.
Автор понятия не имеет что такое депрессия и как какая-то игрушка может повлиять на человека с ней. Никак
Так, стоп, поляки, которые активнее всех выражали свою "гражданскую позицию", выдали вам ключик? Сейчас чекнул - она еще и официально в ру-стиме продается, ого, а что случилось? Всё что ли?
В обзоре. Там в самых первых абзацах указано главное отличие. Ну и в последующих тоже, если ты играл в первую, то в чем отличия становится понятно читая сам текст. Тут даже некоторые предложения начинаются как «в отличие от первой части».
Извините, не хотел никого обидеть, спасибо, пожалуйста, приходите ещё.
Поляки полякам рознь, эти вроде бы никуда не уходили, и Frostpunk из продажи не пропадал вроде бы. Могу, конечно, ошибаться, но лучше в политику не углубляться =)
О, наконец ревью от нормального человека, реально играющего в игры.
Спасибо.
@Tigger про Индику писал не я, поэтому даже не обратил внимание, что там издатель 11 бит, из-за этого изначально не понял, в чем суть твоего сообщения. В общем прислали ключ сами и хорошо. Писал не думая об этом контексте
@Azzy как там индика ? Хрень или можно взять ?
Норм, но не хочу тратить часы часов труда, а потом заруинить из-за оплошенности и так пока не победишь, да ещё длс так и лежат.
не играл
Да я без претензий. Ты же делал обзор на игру, а не на издателя.