Почему Cyberpunk 2077 — важнейшая игра 2020 года. Вспоминаем антиутопии в игровой индустрии
Спецматериал 65 Комментарии: 36

Почему Cyberpunk 2077 — важнейшая игра 2020 года. Вспоминаем антиутопии в игровой индустрии

Дата: 09.12.2020 17:39
31 16 12 популярные эмоции статьи
Игры в материале
  • Комментарии
  • Форум
  • Разработчики Flintlock: The Siege of Dawn подробно рассказали об экшене с воительницей и её напарницей-лисицей

    47 28.03.2024 17:48 от Sanchez
  • "Неожиданно": PS5-эксклюзив Stellar Blade удивил и заинтриговал поигравших — появились новые детали и геймплей

    55 28.03.2024 17:47 от Nitrous
  • Масштабные увольнения в SEGA затронули разработчиков Total War и Sonic Dream Team — компания продаёт Relic

    20 28.03.2024 17:41 от DaKakTak
  • Banishers: Ghosts of New Eden может положить начало франшизе

    29 28.03.2024 17:39 от DaKakTak
  • Разработка BioShock 4 продолжается — 2K Games подтвердила

    14 28.03.2024 17:31 от Fellbeast

Как и любое направление в искусстве, антиутопия развивалась неоднозначно, а её истоки являются предметом споров академиков и критиков. Вряд ли можно указать на некое конкретное литературное произведение или конкретного автора как на основоположника жанра. Если оглянуться далеко назад, то в качестве примера можно привести даже древнегреческую комедию Аристофана «Женщины в народном собрании», где через комедию абсурда, по сюжету которой к власти пришли женщины, высмеивалась афинская демократия.

Аристофан

Что же собой представляет антиутопия? Для начала нужно разобраться с терминологией. Само слово «антиутопия» или «дистопия» («плохое место» в переводе с греческого) образовалось в противоположность слову «утопия», которое переводится как «не место», «место, которого нет» или же «благое место» как следует из другого варианта перевода. Наиболее ярким примером утопии является «Утопия» (1516 год) Томаса Мора, где писатель создал идеальную на свой взгляд модель общества, живущего на изолированном острове. С помощью подобного художественного образа Мор критиковал современное ему положение дел в родном британском государстве, противопоставляя неприглядную реальность прекрасной вымышленной цивилизации, где устранены все пороки политической структуры и социальная несправедливость. Однако, несмотря на царящую на острове идиллию, гуманизм, отсутствие войн и всеобщее уважение друг к другу, мы довольно быстро понимаем, что за это видимое счастье приходиться дорого платить. Местные жители не чураются пользоваться рабским трудом, а государственное устройство исключительно авторитарно: страной управляет король, торговля с заморскими государствами монополизирована властью ввиду запрета на использование в Утопии денег, каждый гражданин без права выбора обязан заниматься сельским хозяйством до определенного возраста и так далее. Таким образом, всеобщее братство и равенство славной Утопии строится не на свободной воле людей, но на постоянном контроле за их жизнью. Оказывается, что образ идеального государства по своей сути лишь иллюзия, красивая ширма, прикрывающая многочисленные подводные камни из которых состоит фундамент жизни в Утопии.

Томас Мор

«Утопия»

В свою очередь антиутопия, будучи полной антитезой утопии, уже изначально рисует перед нами неприглядную картину мира, построенного на тотальном порабощении людей, страхе, несправедливости или абсурдной жестокости. При этом довольно часто общество, живущее по правилам антиутопии, вовсе не подозревает о своём несчастии, как, например, в романе Олдоса Хаксли «О дивный новый мир», где люди, по сути, ощущают себя обитателями идеальной утопии, а не наоборот, и только появление стороннего лица, наблюдателя, не являющегося частью системы, способно породить какую-либо рефлексию по поводу сложившихся обстоятельств. Важно отметить, что антиутопия постоянно перекликается с другими жанрами, прежде всего с научной фантастикой. Симбиоз этих двух направлений оказался настолько прочным, что сейчас уже практически невозможно найти разделяющую их границу. Тем не менее, один из крупнейших экспертов по научной фантастике, канадский литературовед Дарко Сувин довольно чётко обозначил различия данных жанров, указав на необходимость нахождения «гегемона» - художественного элемента, который бы значительно превалировал над остальными в контексте логики повествования. Такой подход значительно упрощает изучение предмета и вносит ясность во многие спорные вопросы. 

«О дивный новый мир»

Следуя тезисам Сувина, если в произведении сделан акцент на тематику научно-фантастических изобретений, познания человеком окружающего пространства, общего технического прогресса и так далее, то даже если его содержание не представляется нам актуальным в условиях развития современных технологий, например, полёт на Луну с использованием архаичного аппарата, то всё равно это произведение мы будем определять в категорию научной фантастики, в то время как признаки смежных жанров будут расцениваться как побочные. В случае с антиутопией в центре повествования должен находиться обзор и анализ вымышленных, но потенциально реалистических социальных конструкций, имеющих, по мнению автора, порочные качества, ведущие к планомерному уничтожению человека как существа, обладающего духовными качествами.

Герберт Джордж Уэллс

«Машина времени»

Одним из наиболее популярных авторов ранних антиутопий был писатель, более известный как фантаст - Герберт Джордж Уэллс. При упоминании этого имени мы, скорее всего, вспомним «Войну миров» и «Человека-невидимку», но среди его работ есть и знаковые для жанра антиутопии художественные произведения «Машина времени» и «Когда спящий проснётся», а также философское размышление «Современная утопия». Через призму фантастического приключенческого романа Уэллс негативно оценивал нарастающую в его время классовую борьбу, социальное неравенство и неконтролируемый научные прогресс, приводящий к деградации человеческого общества. Своего пика антиутопия достигла уже в XX веке, в частности благодаря романам Джорджа Оруэлла «1984», «Фаренгейт 451» Рэя Брэдбери, «Повелитель Мух» Уильяма Голдинга, «Утопия 14» Курта Воннегута и «Заводной апельсин» Энтони Бёрджесса. Каждое произведение обладает собственным взглядом на антиутопию, внедряя в повествование дополнительные элементы смежных жанров (например, постапокалипсиса), формирующие уникальные обстоятельства, позволяющие наиболее ярко выразить идею автора.

«Метрополис»

«Бегущий по лезвию»

Не отставал от литературы и кинематограф. Ключевым фильмом-антиутопией стал легендарный «Метрополис» Фрица Ланга. Эта немая картина, снятая в Германии буквально за несколько лет до прихода к власти нацистов, не только сформировала потрясающие визуальные образы тоталитарного общества будущего, но и предвосхитила почти все именитые литературные произведения, указанные выше. Впоследствии именно «Метрополис» станет главным источником вдохновения для последующих фильмов жанра, таких как «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта, и анимационного шедевра Кацухиро Отомо «Акира». Стоит отметить также большое количество качественных экранизаций актуальных антиутопий, за которые брались ведущие режиссёры своего времени: Стэнли Кубрик, Франсуа Трюффо, Терри Гиллиам и другие. 

Будучи одним из самых востребованных жанров своего времени, антиутопия быстро проникла в игровую индустрию. Сама природа видеоигр уже располагала к успешному симбиозу с антиутопией, и прежде всего потому, что в отличие от фильмов, игры позволяют не только создавать заранее прописанные сценарием сцены, но и непосредственно помещать игрока в фантастические миры, делая его участником развивающихся событий, а в некоторых случаях позволяя и влиять на них. Именно взаимодействие игрока с виртуальным пространством антиутопии и персонажами, населяющими её, помогает глубже понять устройство той или иной идейной конструкции. 

Игроку предоставляется возможность ощутить природу жизни в обществе антиутопии на собственной шкуре и сделать выводы исходя личного опыта и наблюдений. В отличие от литературы, игровая интерпретация жанра не так зависима от позиции автора, так как, если игроку даётся выбор, то он может принять сторону не только борцов за свободу, но и злой системы, выступая в интересах «Большого брата».

Papers, Please

Так, в игре Papers, Please от независимого геймдизайнера Лукаса Поупа мы оказываемся в роли работника таможни в тоталитарном государстве, и от наших действий зависит судьба людей, желающих пересечь границу. Игрок ставится в непростую позицию - он лишь винтик огромной бюрократической машины, а его главная жизненная задача - обеспечить семью и лечение сына. Рано или поздно игроку приходится совершать сделки с совестью и действовать исключительно жестоко. Отнюдь не каждый день через границу норовят прорваться шпионы или террористы. Чаще всего мы цинично разлучаем семьи и гоняем беженцев просто из-за несоблюдения бумажных формальностей, вроде опечаток в написании фамилий в паспорте. За каждое нарушение и ошибку на посту игроку выписывается штраф, уменьшается зарплата, которой и так не хватает на содержание родных. Тем самым Papers, Please погружает в пучину бюрократического ада, мотивируя до умопомрачения перепроверять документы, искать малейшей зацепки, дабы не пропустить «неправильного» человека и тем самым угодить начальству. Моральный аспект происходящего намеренно не раскрывается, как бы побуждая игрока к размышлениям и самостоятельному поиску ответа на вопрос, что такое хорошо, а что такое плохо. 

Beholder

Похожая схема используется в проекте от российских разработчиков Warm Lamp Games под названием Beholder (Смотритель), где главный герой по имени Карл занимается слежкой за жителями многоквартирного дома, выявляя неугодных правительству. Как и в Papers, Please мы вынуждены балансировать между совестью и бытовым выживанием в условиях тоталитарного режима. Чем дальше по сюжету, тем больше ответственности за развитие событие падает на игрока. Карл может отказаться от службы, примкнуть к оппозиции, став двойным агентом или же продолжать работать на государство. Жанр антиутопии естественным образом провоцирует вопросы морального выбора и, как мы увидим дальше, именно в играх этого направления наиболее ярко выражена геймплейная механика, отвечающая за влияние игрока на окружающий мир и ход повествования. 

Deus Ex

Значительное место в жанре антиутопии заняла серия Deus Ex, первая часть которой вышла в 2000 году. Проект Уоррена Спектора оказал неоценимое влияние на индустрию, в первую очередь благодаря инновационному подходу к свободе выбора в рамках условной реальности игры. По ходу действия игрок способен выбирать не только куда направить сюжет, но и каким образом это будет сделано.

Номинально оставаясь на стыке между ролевой игрой и шутером от первого лица, Deus Ex пытался выйти за границы стандартного подхода к построению игрового процесса, подталкивая к поиску и вознаграждая за нетривиальные решения тех или иных задач. Именно Deus Ex стал первым проектом направления immersive sim (иммерсивный симулятор) - данный термин придумал лично Спектор, пытаясь как можно точнее описать сущность своего детища.

Deus Ex: Human Revolution

Deus Ex представляет собой техногенную версию будущего, где несмотря на ошеломительный технический прогресс и повсеместное использование наноимплантов царит хаос, правительство неспособно остановить распространение эпидемии «Серой смерти», надвигается экономическая катастрофа и достигло пика социальное неравенство. Всё это провоцирует повсеместное возникновение террористических организаций, в связи с чем ООН формирует свой ответ в виде антитеррористического подразделения UNATCO, спецагентом которого выступает главный герой. По ходу сюжета выясняется, что за кулисами мировой политики орудуют могущественные тайные общества, планирующие осуществить захват власти. Финал игры целиком зависит от выбора игрока, к чему отсылает и название игры «Deux Ex», являющееся сокращением от устоявшегося выражения deus ex machina (буквально «бог из машины»), использовавшееся в греческом театре, когда в самом конце на специальном кране на сцену опускался персонаж и подобно высшему существу разрешал исход всей пьесы. Ни одну из трёх концовок Deus Ex нельзя назвать счастливой - каждая по-своему пессимистична. Игрок может подчинить планету невидимой власти тайного сообщества Иллюминатов, либо стать идеальной машиной-диктатором, превратив общество в тоталитарную утопию, или же избежать порабощения, уничтожив глобальную коммуникационную сеть, чтобы отбросить человечество в развитии на многие века назад.

Важно отметить, что в плане разнообразия игровых жанров антиутопии имеют явный крен в сторону проектов от первого лица, что скорее всего связано как раз с успехом первого Deus Ex и модой на «иммерсивные симуляторы», которые сейчас часто и ошибочно ассоциируются почти с любой игрой от первого лица, где нет очевидного акцента на стрельбу, локации располагают к исследованию, а сюжет может мало мальски изменяться под влиянием игрока. Тяга разработчиков к такому ракурсу повествования объяснима и понятна - вид «из глаз» героя помогает игроку быть ближе к действию, но с другой стороны наоборот отстраняет его от личности невидимого камере персонажа, подчеркивая его нейтральность в отношении окружающего мира, как бы намекая, что именно игрок является тем самым разумным созерцателем, способным увидеть пороки антиутопической системы и, возможно, как-то на неё повлиять.

Binary Domain

Помимо Deus Ex и его приквелов Human Revolution и Mankind Divided, к числу техногенных антиутопий можно также отнести такие проекты, как Binary Domain, Detroit: Become Human, Remember Me и Crackdown. Прежде всего их объединяет футуристический антураж, где высокие технологии настолько глубоко вросли в жизнь общества, что начинают кардинально менять представления о естестве человека в целом, впоследствии угрожая его существованию. Иногда такая угроза материализуется в виде прямого конфликта между людьми и продуктом технологического прогресса (чаще всего - роботами), как в Binary Domain и Detroit, или же медленно и незаметно разрушает традиционную человеческую цивилизацию - как в Deus Ex. Всеобщий страх перед будущим стал особенно актуален в XX веке, когда одна Мировая Война сменяла другую, а научный прогресс вышел из-под контроля, способствуя появлению новых смертоносных видов вооружения и пугающих экспериментальных технологий.

Наступление XXI века и информационной эры ещё больше подогрело социальную паранойю. Повсеместный доступ к непроверенным данным в интернете способен за короткий срок породить массовую истерию и всевозможные теории заговора, в то время как государство может пользоваться этим в целях пропаганды, эффективно манипулируя свободными информационными потоками. Всё больше специалистов мирового уровня, вроде ныне покойного Стивена Хокинга и суперзвезды современной науки Илона Маска, заявляют о возможной опасности, связанной с чрезвычайно быстрым развитием искусственного интеллекта, теоретически способного полностью заменить человека не только на рабочих местах, где превалирует монотонный, «бездумный» труд, но и в сфере услуг и даже в более интеллектуально продвинутых областях. Машины и высокие технологии будут постепенно проникать и внутрь самого человека в виде искусственных органов, частей тела, встроенных чипов и, вполне возможно, устройств, призванных модернизировать человеческое тело - сделать его сильнее физически и даже умственно. Проблематика определения границ, где человек уже перестает быть человеком в традиционном смысле слова, а превращается в некий высокотехнологичный гибрид, встает сейчас особенно остро и порождает новый виток антиутопических настроений. Романтика XIX века, представляющая славное будущее человека, покоряющего пространства неба, космоса и времени, сменилась на удручающие перспективы оказаться не более чем биологическим дополнением куда более совершенного организма.

Mirror’s Edge

Кроме катастроф, связанных с наступлением техногенной эры, одним из самых опасных врагов человека является сам человек, и львиная доля антиутопий рассказывает именно про социальные структуры, которые работают по принципу разделения людей на категории и подкатегории, используют технологии массового «зомбирования», стирают границы морали и нравственности. Наиболее красноречивый пример подобной «социальной антиутопии» мы находим в романе «1984» Роберта Оруэлла, ставшем своеобразным путеводителем по миру идеального тоталитаризма - именно оттуда пришла расхожая фраза «Большой Брат следит за тобой». Главная особенность такого вида антиутопии заключается в превалирующем социальном факторе. Следуя мировоззрению авторов этих произведений, людям не обязательно изобретать компьютерный разум или развязывать атомную войну, чтобы общество окончательно потеряло свой человеческий облик. Такие слабости и пороки как алчность, жажда власти, ложь, страх и трусость естественным образом приведут к модели цивилизации, когда основная часть населения лишится всяческих прав и свобод, а контроль будет осуществляться «сверху» узким кругом правящей элиты. В игровой индустрии мы можем наблюдать различные типы социальных антиутопий, вокруг которых разворачивается сюжет. Наиболее показательными примерами являются российский авторский проект Мор. Утопия, серия BioShock, Beyond Good & Evil, Mirror’s Edge, Half-Life 2, грядущий блокбастер Cyberpunk 2077, а также уже упомянутые выше Papers, Please и Beholder. 

Социальные беспокойства в нынешние времена только набирают силу и во многом превосходят страх перед технологиями будущего. Беспорядки в США 2020 года, спровоцированные гибелью Джорджа Флойда во время задержания его полицейскими, это не только проявления расовых конфликтов, но более глубоких социально-экономических и политических проблем, в первую очередь конфронтации между властью государства и гражданским самосознанием. Не случайно, что одним из главных требований протестующих стало частичное, а в некоторых случаях даже полное расформирование полиции. Американцы, хорошенько напуганные за время «холодной войны» образами тоталитарного общества, особенно остро реагируют на поведение полиции, военных и прочих структур, способных применить силу против населения, следуя приказам сверху.

Half Life 2

Результат абсолютной узурпации власти хорошо показан в Half-Life 2 на примере города Сити 17, который живет по законам полицейского государства. Над городом возвышается огромная башня - Цитадель, улицы патрулируют вооруженные солдаты, постоянно проходят обыски и задержания потенциальных бунтовщиков. На больших экранах без перерывов транслируются обращения к гражданам Временного Администратора Земли доктора Уоллеса Брина. В своих речах он, помимо прочего, призывает людей не волноваться по поводу контроля за рождаемостью и выживании вида, рассказывает о бессмертии и пагубном влиянии на человека инстинкта к размножению. И хотя по сюжету игры тоталитаризм на самом деле насаждается со стороны инопланетной империи под названием Альянс, сама атмосфера и устройство Сити 17, очевидно, навеяны реальными историческими примерами. Совершенно неудивительно, что Сити 17 напоминает город из Восточной Европы, мастерски воплощенный в игре болгарским художником-дизайнером Виктором Антоновым. Тема контроля за рождаемостью явно списана с идеологии Третьего Рейха и демографической политики Китая «одна семья - один ребёнок», проводившейся с 1979 по 2015 годы. 

BioShock

Обратную ситуацию мы можем наблюдать в первой части BioShock, частично основанной на постулатах социал-дарвинизма американской писательницы Айн Рэнд и её романе «Атлант расправил плечи». Если в Half-Life 2 антиутопия строится на жёстком контроле государства над народом, то роскошный подводный мегаполис Восторг из BioShock, построенный мультимиллионером Эндрю Райаном, изначально задумывался как рай для индивидуализма, где каждый человек мог бы свободно выражаться в мыслях, делах и творчестве без ограничений со стороны власти. Однако, свободная конкуренция привела к другой крайности, когда человек, отказавшись от каких-либо норм, правил, законов и прочего, превратился в дикого зверя, любой ценой стремящегося откусить как можно больший кусок пирога. Без ярко выраженной управляющей системы Восторг превратился в зловонную клоаку, заполненную хаосом анархии и насилия. 

Cyberpunk 2077

Социальная версия антиутопии с примесью техногенных элементов также ожидает нас в грядущем долгострое от польской студии CD Projekt RED Cyberpunk 2077, идеи которого берут своё начало в настольной игре Cyberpunk 2020, созданной Майклом Пондсмитом. Оригинальная концепция сюжета развивалась в альтернативной временной реальности, где в связи с затяжным экономическим кризисом, традиционные национальные сверхдержавы больше не могли удерживать власть в своих руках, а им на смену пришли мегакорпорации, конкурирующие между собой за доминирование на рынке, в то время как окружающий мир рассыпался на мелкие осколки. Конечно, дожив до злосчастного 2020 года, мы можем констатировать, что современная цивилизация ещё не скатилась до состояния Киберпанка, однако некоторые тенденции кажутся пугающе схожими, например, возрастающая роль крупных компании в жизни людей. Так, руководители Facebook, Google, Amazon и Apple в конце июля предстали перед конгрессом США для обсуждения всевозможных злободневных вопросов, в числе которых были: противодействие кибератакам, свобода слова в интернете, цензура политического контента, развитие искусственного интеллекта, работа алгоритмов поисковых систем и манипуляции пользовательскими запросами. Ещё совсем недавно всё это бы прозвучало как предсказания писателей с богатой фантазией, но сейчас подобные обсуждения кажутся чем-то обыденным, почти незаметным и даже неважным. Возможно, мы сами не поймем как начнём жить внутри абсолютно нового мира.

Fallout

Завершает нашу своеобразную классификацию постапокалиптическая антиутопия. В её основе лежит уже разрушенный мир, низведенный практически до первобытного состояния. Некая глобальная катастрофа, чаще всего атомная война, как бы даёт человеку шанс начать жизнь с чистого листа, однако на деле история возвращается к знакомой циклической структуре и общество возрождается через кровь, войну, рабство и бесконечные страдания. Если говорить об источниках этого направления, то как ни странно самым красноречивым образчиком постапокалипсиса можно назвать аллегорический роман «Повелитель мух» Уильяма Голдинга. Несмотря на то, что в сюжете отсутствует катастрофа общемирового масштаба, на примере группы детей, выброшенных на необитаемый остров, автор предельно точно описывает концепцию человеческой цивилизации, в мгновение ока отброшенной на тысячелетия назад.

The Last of Us

Наиболее ярким примером постъядерной антиутопии в игровой индустрии является серия Fallout, но к ней можно легко присовокупить проекты, где «конец света» был вызван иными причинами: Metro 2033, Wasteland, The Last of Us, Days Gone, Horizon: Zero Dawn и многие другие. Постапокалипсис пронизан особенным чувством пессимизма, так как ставит приговор человеку как существу слабому, неспособному учиться на собственных ошибках, а только множащему вокруг себя хаос и смерть. В качестве исключения можно назвать недавний опус Хидео Кодзимы Death Stranding о похождениях курьера из будущего, в котором мы находим явные проблески романтического взгляда на заявленную тему, где человечество пытается в некоем роде эволюционировать и стать лучше. Тем не менее, подавляющее чисто произведений жанра рисует крайне печальную картину. Неудивительно, что даже в играх, где, казалось бы, главную опасность представляют зомби или зараженные вирусом мутанты, все равно на первое место выходит именно человеческая глупость и жестокость, как мы могли видеть в The Last of Us Part II и многих других проектах со схожим сюжетом. 

К большому сожалению, жанр антиутопии, некогда казавшийся фантастикой, в нынешнее время становится всё более актуальным в реальной жизни. Мир меняется и становится пугающе похож на картины будущего, описанные писателями, запечатленные режиссёрами и написанные геймдизайнерами. Подводя промежуточные итоги, отметим, что Cyberpunk 2077 отнюдь не случайно является важнейшей и самой ожидаемой игрой этого года, а может, даже целого поколения. Речь не только о прекрасном художественном воплощении идей авторов. Мы понимаем и ощущаем, насколько злободневным предстает виртуальный мир, созданный стараниям CD Projekt RED, мы хотим на собственном опыте убедиться, насколько тяжело принимать неудобные решения, от которых зависит дальнейшее развитие событий. Антиутопия Cyberpunk 2077 становится интерактивным полигоном, где игроки, примерив на себя образ вымышленного персонажа, смогут увидеть и почувствовать, насколько хрупкой является современная цивилизация, её шаткие устои, мнимые моральные ценности, показное благосостояние и насколько далеко может завести человечество его невежество и страсть к разрушению.

Читайте также: Будущее наступило: Обзор Cyberpunk 2077.

Добавляйтесь в наш Telegram-канал по этой ссылке или ищите его вручную в поиске по названию gmradost. Там мы публикуем в том числе и то, что не попадает в новостную ленту. Также подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзене, Twitter и VK. И не забывайте, что у нас появились тёмная тема и лента вместо плиток

Подписывайтесь на наш Telegram канал, там мы публикуем то, что не попадает в новостную ленту, и следите за нами в сети:

Telegram канал Новости Новости   Дзен
Выберите эмоцию которую вызвал материал:
Вам понравился материал? Расскажите о нем друзьям!
Читайте также другие материалы:
перейти к непрочитанному
Комментарии (36)
SomeRetard
SomeRetard 70.29 09.12.2020 17:49 (изменен) удалён
7

опять эксклюзивный шок контент от мастера Шибиты пошел, найс 

SnakeRman
SnakeRman 251.38 09.12.2020 17:51 (изменен) удалён
1

Потому, что она оказалась уровня Пеппер Марио, одиссеи, влагаллы и астрал чайна.

 

а текст годный, залипаю, читаю, спасибо!

ASarafanov
ASarafanov 38.01 09.12.2020 17:53 удалён
6

Шибито молодец) всегда интересно читать его лонгриды frown

Wersar
Wersar 3.03 09.12.2020 18:04 удалён
1

Очень интересный материал, благодарю!

Expert2020
Expert2020 30.67 09.12.2020 18:09 удалён
0

Ghost of Tsushima: "Ну да, ну да, пошел я нахрен" 

hog12
hog12 114.29 09.12.2020 18:12 удалён
1

TLOU2 важнейшая игра 2020, как бы angel

SkyerIst
SkyerIst 1265.82 09.12.2020 18:13 удалён
4

Шикарно! Спасибо, Шибито!

Conqres
Conqres 64.78 09.12.2020 18:16 удалён
3

Класс, реально. Шибито, пиши чаще подобное

RocketBunny
RocketBunny 18.11 09.12.2020 18:20 удалён
1

@hog12  это тебе Драгман сказал?

Taro
Taro 35.5 09.12.2020 18:31 удалён
5

А где материал,почему Киберпанк сырейшая игра года и сколько ещё пройдёт времени пока из куска кода сделают игру?

Sergl89
Sergl89 28.81 09.12.2020 18:36 удалён
0

@Taro Релиз игры завтра, а ты уже смотришь сегодня в завтряшний день?

eden7
eden7 39.68 09.12.2020 18:57 удалён
0

Не читал, но было интересно 

hog12
hog12 114.29 09.12.2020 19:03 удалён
0

@RocketBunny нет. А должен был? 

RocketBunny
RocketBunny 18.11 09.12.2020 19:11 удалён
0

@hog12 , определенно нет, но это в его стиле.

erich_zann
erich_zann 13.59 09.12.2020 19:17 удалён
1

Больше бы такого на гамаге, Супер!

Taro
Taro 35.5 09.12.2020 19:18 удалён
0

@Taro Релиз игры завтра, а ты уже смотришь сегодня в завтряшний день?

Завтра только начало открытого бета-теста,релизной версией там пока даже близко не пахнет,ее ещё долго и мучительно будут допиливать и дорабатывать.

Zel
Zel 2.37 09.12.2020 19:21 удалён
2

Очень интересная статья. Открыл для себя несколько новых имён и названий для ознакомления. Большое спасибо автору! 

FrostM
FrostM 27.73 09.12.2020 19:23 удалён
2

2020 как яркий пример антиутопии, даже книжку/игру/фильм смотреть не надо.

SupDex
SupDex 3.79 09.12.2020 19:24 удалён
2

Интересная статья, спасибо! 

NekonoTeikoku
NekonoTeikoku 22.54 09.12.2020 19:29 (изменен) удалён
0

Ничего важного и революционного в ней нет. Очередная распиаренная пустышка, о которой забудут через месяц другой, как это было с "гениальной" Death stranding, о которой все говорили, что "она перевернет представление о играх, даст начало новому жанру" и все в этом духе.

Чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться.
Еще нет аккаунта? Регистрируйтесь!