Рукописи не горят, Марио не стареет: Обзор Super Mario 3D All-Stars
Обзор 67 Комментарии: 56

Обзор Super Mario 3D All-Stars

Рукописи не горят, Марио не стареет

Дата: 16.09.2020 16:07
37 11 8 популярные эмоции статьи
Shovel Knight
Платформы:
Разработчик:
Издатель:
Жанры:

platformer

Оглядываясь назад, мы можем объективно оценить феномен Марио как персонажа, во многом олицетворяющего видеоигры как часть массовой культуры конца XX - начала XXI века. Подобно Бродяжке в исполнении Чарли Чаплина в кино или Микки-Маусу в мультипликации, Марио является тем героем в игровой индустрии, который не привязан к определённому произведению. Даже когда мы проходим до самого конца очередную игру с его участием -  история не завершается, Марио не исчезает, а продолжает жить вне времени и пространства как некий вечный, устойчивый образ, узнаваемый по силуэту или мельчайшей детали костюма. 

Не углубляясь в прошлое, отметим, что до 1996 года серия Super Mario представляла собой всем известный архетип двухмерного платформера, а сам Марио ещё не обрёл объёмный облик, а также уже всем знакомый голос и набор реплик. Переход в трёхмерное измерение был моментом истины для Nintendo, определившим в итоге не только судьбу японской компании, но и всей индустрии в целом. В связи с этим выпуск Super Mario 3D All-Stars в год 35-летнего юбилея усатого итальянца обладает символическим смыслом.

Важно понимать, что данное переиздание не является попыткой обновить классические части до уровня современных игр, вроде Super Mario Odyssey, с чем связано отсутствие каких-либо улучшений в графическом оформлении, кроме подтянутого разрешения до 1080p в док-станции и 720p в портативном варианте. Даже формат изображения Super Mario 64 близок к исходному соотношению сторон, из-за чего на современных телевизорах и мониторах вы будете видеть чёрные полосы по бокам экрана. Сборник Super Mario 3D All-Stars — это прежде всего экскурс в историю, позволяющий игрокам на собственном опыте прочувствовать, как серия эволюционировала на протяжении порядка десяти лет: как зародились новые игровые механики, как прогрессировала графика, как изменялся дизайн уровней и их сложность, какие необычные эксперименты с геймплеем пробовали разработчики и так далее. Любые изменения, внедренные в эти игры, сейчас просто напросто разрушали бы историческую целостность оригиналов и смазывали правильное восприятие. 

Открывает сборник Super Mario 64, вышедший в 1996 году в качестве стартового проекта для консоли Nintendo 64. Это был дебют Марио в полноценном 3D и, наверное, самая главная и основополагающая трехмерная игра за всю историю. Каждый проект, создаваемый в 3D, вплоть до сегодняшнего дня, так или иначе заимствует опыт этого шедевра Nintendo. Впервые игроки смогли свободно управлять камерой, рассматривая персонажа и окружение с разных сторон, за исключением некоторых моментов, вроде узких коридоров. Контролировать движения Марио нужно было с помощью аналогового стика — столь привычный и необходимый элемент геймпада в наше время тогда был поистине революционным. Даже несколько опоздав с выпуском новой консоли, Nintendo в очередной раз нокаутировала конкурентов в лице Sony и SEGA, заставив их в спешном порядке разрабатывать свой вариант контроллера со стиком. Технология была ещё не до конца отточена, но, тем не менее, управление персонажем в Super Mario 64 вышло на совершенно новый уровень, позволяя добавлять разнообразные механики. Например, чтобы победить Боузера, игрок должен схватить его за хвост и выкинуть с арены, быстро раскручивая стик по кругу.

В дополнение к стику, авторы значительно расширили другие механики и возможности Марио. Сигеру Миямото отдельно отмечал разнообразные трюки, которые помогали умелым игрокам преодолевать препятствия на локациях намного быстрее. В число способностей вошли тройной прыжок, сальто назад и боковые кувырки, длинный прыжок вперёд, а также возможность скользить по склонам на животе. В дальнейшем этот арсенал акробатических этюдов перекочевал почти во все последующие части Super Mario в 3D. Уход от двухмерной перспективы также налагал особые сложности в плане построения локаций. Миямото сделал акцент на нелинейной структуре, вдохновляя игрока исследовать мир снова и снова в свободной манере, каждый раз обнаруживая новые секреты. Конец уровня теперь не упирался в финишный флажок - главной задачей стал поиск заботливо спрятанных особых звездочек. Собирая нужное количество звезд и побеждая боссов, игрок открывал новые двери замка и мог продвигаться дальше к своей заветной цели - спасти принцессу Пич из когтистых лап Боузера. Некоторые вещи никогда не меняются.

Большие открытые локации с обилием обходных путей и тайников грамотно разбавляются линейными бонусными уровнями, где Марио на полной скорости скользит по ледяному желобу или проходит насыщенные ловушками полосы препятствий, больше похожие на двухмерные части. Такая смена темпа делает геймплей максимально разносторонним, не вызывая у игрока ощущения монотонности. Следует обратить внимание и на сложность. Конечно, для комфортного прохождения вам не потребуется выкладываться на полную катушку, но, тем не менее, разработчики не собираются разворачивать перед игроком красную ковровую дорожку. Каждая добытая звезда воспринимается как достижение, а вы постепенно чувствуете, как растет ваше мастерство и уверенность в управлении Марио даже в особо трудных местах. 

Для кого-то ремастер Super Mario 64 может показаться музейным экспонатом, с которого стряхнули пыль, но не стоит делать преждевременных выводов и недооценивать поистине гениальный дизайн уровней и довольно требовательную сложность, благодаря чему игра упорно отказывается стареть, как бы напоминая нам, что при должном качестве геймплея, графика в самом деле отступает на второй план.

Пожалуй, даже учитывая грандиозный успех двухмерных игр про Марио, именно Super Mario 64 оказался самым влиятельным и прорывным проектом Nintendo, на плечах которого до сих пор стоит добрая половина современных игр, а то и больше. 

Сборник Super Mario 3D All-Stars — это прежде всего экскурс в историю, позволяющий игрокам на собственном опыте прочувствовать, как серия эволюционировала на протяжении порядка десяти лет.

Возвращения Марио пришлось ждать довольно долго — целых шесть лет потребовалось Nintendo для создания новой части под названием Super Mario Sunshine, которая вышла в 2002 году, украсив библиотеку консоли GameCube. Однако в этот раз успех был не столь однозначным. Мнения фанатов по поводу "Саншайна" разделились — некоторые считают эту часть самой слабой, а кто-то, наоборот, лучшей. Такие противоречия не случайны и вызваны достаточно смелыми решениями Миямото и компании относительно практически всех аспектов игры. 

Для начала обращает на себя внимание сеттинг. Если раньше визуальный дизайн миров, по которым путешествовал Марио, заметно отличался друг от друга, часто следуя классической схеме: зелёный уровень, пустыня, снежный уровень, огонь, лава, дом с привидениями и так далее, то в Super Mario Sunshine художественное оформление сосредоточено на концепции солнечного курорта. Тропический остров Дельфино, куда герой прилетает вместе с Пич и Тоадсвортом в надежде отдохнуть, оказывается вовлечен в череду таинственных и крайне неприятных событий. Некий злоумышленник, как две капли воды похожий на Марио, шныряет по территории, загрязняя все вокруг липкой, коричневой, смолистой жижей, из-за чего Дельфино погружается во тьму. Местные жители, не разобравшись в ситуации, быстро сажают настоящего Марио в тюрьму, с одной единственной возможностью выйти — найти “блестящие спрайты”, являющиеся источником солнечной энергии для острова.

Наличие сюжета с полноценной завязкой и более сложным конфликтом, нежели похищение принцессы, уже выглядит странно в контексте игры про Марио, если не принимать во внимание ответвления, вроде Paper Mario 64 или Super Mario RPG. Ещё больше сюрпризов предлагает нам геймплей. Да, сама концепция управления Марио в трехмерном мире не претерпела серьезных изменений со времен Super Mario 64, но в данной части в распоряжении главного героя оказывается гаджет, который станет краеугольным камнем игровой механики от начала и до конца. Для борьбы с вязкой жижей Марио использует специальный аппарат в виде рюкзака-насоса F.L.U.D.D. (П.О.Т.ОП.), способный стрелять водой, а также обладающий функцией джетпака.

Кстати, изобретателем рюкзака является профессор Гадд (он же П.У. Галкин в русской версии), известный фанатам Nintendo по серии Luigi’s Mansion, где он помогает Луиджи ловить призраков с помощью знаменитого бездонного пылесоса.

Локации стали значительно объёмнее, чем в Super Mario 64, и структурно более открытыми, ведь при помощи водяного джетпака Марио может на короткое время парить в воздухе, преодолевая солидные дистанции, тем самым избегая многих препятствий. При этом несколько пострадали умения самого героя — разработчики вырезали прыжок вперёд из позиции пригнувшись и возможность бить врагов в ближнем бою. Большое значение уделено планомерному исследованию центральных хабов, где можно общаться с другими персонажами, многочисленными жителями острова, и даже выполнять побочные квесты.

Некоторым пользователям такая свобода может показаться излишней. Иногда Super Mario Sunshine не хватает целеустремленности и плотности в плане геймплейных задач, в результате чего игрок может почувствовать себя несколько потерянным. Тем не менее, если хорошенько втянуться в неспешное изучение уровней, платформер преображается, предлагая действительно уникальную для серии систему механик, что вместе с ярким и красочным антуражем дарит бесконечный заряд положительных эмоций.

Стоит отдельно отметить шикарные на момент выпуска Super Mario Sunshine технологии отображения эффектов воды, которые выдержали испытание временем и выглядят неплохо даже сегодня. Прицельно разбрызгивая воду из рюкзака-насоса, Марио смывает налипшую повсюду жижу и побеждает монстров — по ощущениям игровой процесс напомнит современным геймерам серию Splatoon. Предложенная механика, безусловно, интересная, но насколько внедрение данного гаджета органично для игры про Марио и было ли оно продиктовано изначальным авторским замыслом, или же разработчики просто хотели поиграться с продвинутым железом GameCube и пощеголять спецэффектами? Скорее всего, правда кроется где-то посередине. 

Super Mario Sunshine в целом остается эдаким чудаковатым родственником в благополучном семействе игр серии, который выделяется на фоне остальных целым ворохом неоднозначных геймплейных решений, которые в то же время способны удивить и увлечь намного сильнее, чем более традиционные проекты, если совпадут с вашими вкусами.

Визуальный обзор
Аддиктивный геймплей Аддиктивный геймплей
Атмосфера - она обволакивает и поглощает Атмосфера - она обволакивает и поглощает
Крутые боссы Крутые боссы
Крутой герой Крутой герой
Классика - не устаревает никогда Классика - не устаревает никогда
Эксклюзив Эксклюзив
Море фана Море фана
Нам было смешно, даже очень Нам было смешно, даже очень
Этот саундтрек хочется заслушать до дыр Этот саундтрек хочется заслушать до дыр
Популярная серия - у этой игры уже миллионы фанатов Популярная серия - у этой игры уже миллионы фанатов
Известный разработчик - его мы любим и уважаем Известный разработчик - его мы любим и уважаем
wow-фактор цветет и пахнет wow-фактор цветет и пахнет
Реиграбильность - ее можно играть и переигрывать много лет Реиграбильность - ее можно играть и переигрывать много лет
Жопозаживин Жопозаживин

Визуальный обзор базируется на основных признаках игры и является дополнением к основному обзору.

Третьей игрой сборника стала Super Mario Galaxy, вышедшая в 2007 году на системе Nintendo Wii. Это был первый проект в серии, использовавший сенсорное управление, что уже само по себе придавало ему новизны. Стилистическое оформление было очевидно навеяно легендарным анимационным произведением студии DisneyФантазия” 1941 года, особенно новеллой “Ученик чародея”, где Микки-Маус в образе колдуна словно дирижёр управлял звездами и планетами. Super Mario Galaxy с первых же минут окутывает потрясающей атмосферой сказки, в которой Марио, чтобы в очередной раз спасти Пич от Боузера, придется в буквальном смысле слова летать в открытом космосе, путешествуя между галактикам, а в роли локаций теперь предстают куски летающего мусора, боевые корабли Боузера, астероиды и даже целые планеты.

На твердой земле Марио сдерживает гравитация, законы которой можно нарушить, находя специальные ускорители в форме звезды, позволяющие летать между разными частями уровня. Сами планеты представляют собой небольшие шарообразные локации, свободные для исследования и поиска звездочек, необходимых для активации новых секций центрального хаба игры — космической обсерватории принцессы Розалины, помогающей Марио в его нелегком приключении. Перемещаться можно по всей поверхности планет, тем самым зачастую вы будете бежать вверх ногами, изо всех сил стараясь не потерять ориентацию в пространстве.

В плане построения локаций Super Mario Galaxy намного лаконичнее своего предшественника Super Mario Sunshine, предлагая гораздо более насыщенный геймплей, где вам не придется долго бегать туда-сюда по игровым зонам. В этом отношении игру можно сравнить с Super Mario 3 на NES. Уровни проходятся быстро, в динамичном темпе, при этом вы всегда будете встречать все новые нетривиальные геймплейные ситуации, превращающие прохождение в нескончаемый фейерверк механик и дизайнерских решений. В Super Mario Galaxy также вернулись все классические прыжки и трюки Марио, знакомые фанатам по Super Mario 64, а также добавился новый приём — кручение на месте для более эффективного устранения врагов и препятствий.

Оригинальная версия для Wii задействовала контроллеры Wii Remote и “нунчак”, позволявшие, к примеру, собирать призовые кристаллы, просто водя курсором по экрану, или оглушать противников, резко встряхивая вимоутом. Разработчикам в целом удалось адаптировать эти механики в ремастере при игре через док-станцию, хотя сенсоры джойконов Switch кажутся чуть менее чувствительными. В портативном режиме, естественно, все эти возможности заменяются обычными нажатиями кнопок, что в принципе уже было реализовано в Super Mario Odyssey. Единственное, от чего пришлось отказаться полностью, так это от звуков, которые в оригинале выходили через встроенный динамик вимоута.  

Super Mario Galaxy дарит ни с чем не сравнимые ощущения легкости свободного полёта и свежего воздуха, несмотря на то, что по сути действие разворачивается в беспросветном вакууме. Космос в игре предстает не холодным и мрачным, а романтичным, приятным местом, где хочется прилечь на очередном астероиде и любоваться звездным небом. Вне всяких сомнений, это одна из лучших игр серии, вобравшая в себя почти все удачные наработки предыдущих проектов и дополнив их настроением волшебной детской сказки.

Отдельно стоит рассказать о музыке. Саундтреки всех трех игр, над которыми работали Кодзи Кондо, Синобу Танака и Махито Ёкота, представлены в сборнике как бонус, и даже если вы знаете их наизусть - готовьтесь прослушать их снова. Сохраняя фирменный стиль Super Mario, музыка всегда звучит по-своему, соответствуя выбранному визуальному сеттингу и атмосфере. Например, в Super Mario Sunshine задействованы инструменты и мотивы, свойственные южным европейским странам, а эпический саундтрек Super Mario Galaxy весь написан для большого оркестра, что отсылает нас к уже упоминавшейся диснеевской “Фантазии”. Также не забудем отметить тот факт, что начиная с Super Mario 64 в играх серии появилась озвучка, а голосом Марио стал Чарльз Мартине, придавший своему персонажу необходимого колорита. 

  • Комментарии
  • Форум
  • Выбор современного ПК-геймера: Обзор монитора Hisense 27G7H

    13 28.03.2024 20:00 от dabl
  • "Неожиданно": PS5-эксклюзив Stellar Blade удивил и заинтриговал поигравших — появились новые детали и геймплей

    58 28.03.2024 19:59 от NeProfi
  • Цифровой образ Юрия Никулина появится в новом фильме братьев Андреасян

    23 28.03.2024 19:57 от ComradeBulbing
  • «Рыжая Соня» выйдет в России осенью 2024 года — список грядущих отечественных премьер

    18 28.03.2024 19:51 от ksm
  • Red Dead Redemption пополнила подписку GTA+ на PS5 и Xbox Series X|S

    9 28.03.2024 19:48 от Slud32

Super Mario 3D All-Stars — это потрясающая ретроспектива, демонстрирующая первый этап развития серии в эпоху трёхмерных игр. Даже без какой-либо модернизации представленная трилогия без особого труда возвышается над большинством современных игр, наглядно показывая, как выглядит правильный геймдизайн. Нам остаётся лишь в очередной раз отдать должное этим шедеврам и поздравить Марио с юбилеем.

Игра пройдена на:
Правильные темы: нет
Продолжительность: 60 часов
1-2 злое говно
3-4 не надо
5-6 общепит
7-8 в самый раз
9 9 очень круто
10 шедевр!
Выберите эмоцию которую вызвал материал:
Вам понравился материал? Расскажите о нем друзьям!
Читайте также другие материалы:
Лучшие комментарии
umad
umad 45.64 16.09.2020 16:30 удалён
17

Наглядный пример почему на Свитче нет обратки, или пособие почему её не надо делать. Зачем она, если можно заново буквально то же самое продать? laugh

перейти к непрочитанному
Комментарии (56)
Duck_Gamed
Duck_Gamed 28.04 16.09.2020 16:24 удалён
3

Поиграл бы в гэлэкси с нормальным управлением, довольно быстро бросил на wii из-за этого 

Serji91
Serji91 19.16 16.09.2020 16:25 удалён
2

Неплохой сборник, но хотел бы из двух Galaxy. Хотя скорее всего возьму. Очень жду Mario 3d World angel

Gauwoof
Gauwoof 51.69 16.09.2020 16:27 удалён
6

Саншайн - первый и любимый 3д Марио. 
соскучился очень по нему:) А геймкуб доставать и подключать лень) 

SkyerIst
SkyerIst 1265.85 16.09.2020 16:29 удалён
4

@Duck_Gamed :O Там все было максимально аддиктивно. Жаль, что у тебя возникли трудности. Игра - шедевр. В сборнике вот в портативе можно кнопками просто играть.

 

 

umad
umad 45.64 16.09.2020 16:30 удалён
17

Наглядный пример почему на Свитче нет обратки, или пособие почему её не надо делать. Зачем она, если можно заново буквально то же самое продать? laugh

Duck_Gamed
Duck_Gamed 28.04 16.09.2020 16:31 удалён
0

@SkyerIst да, я вообще особенный - не люблю гэлэкси:) но все еще надеюсь, что это из-за управления, вообще wii Remote никогда не нравился. Дело не в трудностях, а просто как-то некомфортно было и раздражало 

SkyerIst
SkyerIst 1265.85 16.09.2020 16:36 удалён
4

@umad как сделать обратку с картриджами для Nintendo 64 и дисками GameCube/Wii?

SkyerIst
SkyerIst 1265.85 16.09.2020 16:36 удалён
1

@Duck_Gamed жаль. Надеюсь, сможешь еще игру распробовать!

Mongard
Mongard 2.16 16.09.2020 16:45 удалён
2

 

Avocato
Avocato 113.62 16.09.2020 16:48 (изменен) удалён
6

Наглядный пример почему на Свитче нет обратки, или пособие почему её не надо делать. Зачем она, если можно заново буквально то же самое продать? laugh

Причем "тоже самое" буквально. Это даже не порты, все 3 игры работают с помощью эмуляторов.

Ghoul
Ghoul 87.97 16.09.2020 16:50 удалён
2

Наглядный пример почему на Свитче нет обратки, или пособие почему её не надо делать. Зачем она, если можно заново буквально то же самое продать? laugh

Я думал, что на свитче нет обратки потому, что в разъем для картриджа диск сложно запихать. У других консолей нин обратка присутствует, кстати. И у вию и у 3дс.

miles_s
miles_s 65.79 16.09.2020 16:59 удалён
3

А рекламный баннер сверху случайно никак не повлиял на оценку этого прекрасного сборника ремастеров за 60 баксов?

RiddickABSent
RiddickABSent 0 16.09.2020 17:01 удалён
0

А ещё через год Mario Naphta Line?)

san4egpro
san4egpro 6.56 16.09.2020 17:06 удалён
1

Спасибо за обзор, из сборника поиграю только в Гэлэкси, пожалуй. Жаль, что вторую часть не завезли, слышал, что она намного круче.

Это был первый проект в серии, использовавший сенсорное управление

Все же моушн управление, наверное.

Andy3721
Andy3721 34.95 16.09.2020 17:12 удалён
6

Все игры работают через эмулятор, но ничего фанаты и так скупят.

san4egpro
san4egpro 6.56 16.09.2020 17:24 удалён
1

Все игры работают через эмулятор, но ничего фанаты и так скупят.

Какая разница как они работают, если работают? Соглашусь, конечно, с теми, кто считает фулл прайс не к месту, 30-40$ было бы норм.

komrad13
komrad13 9.45 16.09.2020 17:25 удалён
0

Наглядный пример почему на Свитче нет обратки, или пособие почему её не надо делать. Зачем она, если можно заново буквально то же самое продать? laugh

Я думал, что на свитче нет обратки потому, что в разъем для картриджа диск сложно запихать. У других консолей нин обратка присутствует, кстати. И у вию и у 3дс.

Можно образы старых игр в Ешопе продавать и запускать через эмулятор, так Сони продает PS2 игры для PS3 и PS4. А есть ещё базы цифровых версий игр для Wii, мощностей Tegra X1 хватает для их запуска и апскейла до 1080p.

xtr
xtr 53.31 16.09.2020 17:30 удалён
2

@miles_s: До этого висевший Marvel Avengers, как-то повлиял на оценку игры? 

Alcatraze13
Alcatraze13 4.94 16.09.2020 17:32 удалён
1

Не играл ни в одну игру из сборника поэтому куплю обязательно 

SnakeRman
SnakeRman 251.38 16.09.2020 17:32 удалён
4

Хейтеры опять увидели 9-ку от перепроданных игр от нин. Это просто разрыв шаблона какой-то. Опять экз и опять 9-ка. 

Чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться.
Еще нет аккаунта? Регистрируйтесь!