Спецматериал 48 Комментарии: 19

"Между сотрудниками Sony и Nintendo нет вражды": Поговорили с владельцем японского игрового бара "84" — выходцем из Nintendo

Автор: Ryosha
Дата: 30.11.2021 22:31
22 16 9 популярные эмоции статьи
  • Комментарии
  • Форум
  • Star Wars Outlaws выдал рейтинг австралийский комитет — в игре могут появиться микротранзакции

    20 29.03.2024 08:33 от FoTOgRaF
  • Красочный платформер Nine Sols выйдет через 2 месяца — разработкой занимаются авторы хоррора Devotion

    4 29.03.2024 08:24 от SJey
  • Официально: Borderlands 4 в активной разработке

    8 29.03.2024 08:19 от Herakl
  • Stellar Blade для PlayStation 5 выйдет без фоторежима на старте — разработчики назвали причину

    10 29.03.2024 08:12 от SJey
  • Слух: Процессор в PlayStation 5 Pro будет переведен на техпроцесс 4-нм

    19 29.03.2024 08:12 от j3143

В японской столице есть уникальный игровой ресторан "84" (@84-hashi-) он был открыт в 2015 году выходцем из Nintendo Тору Хасимото (@84chokan) и успел превратиться в настоящий игровой музей. Дело в том, что долгое время бар работал только "для своих" обсуживали исключительно разработчиков игр и других деятелей индустрии. Они собирались здесь поужинать после очередного трудового дня и оставляли владельцу уникальные подарки, которые сегодня может увидеть любой посетитель.

В 2020 году Хасимото решил перезапустить бар для более широкого круга лиц, но вскоре началась пандемия коронавируса и планы пришлось пересмотреть. Сегодня "84" работает в формате "игрового ресторана", куда можно попасть по предварительной записи на официальном сайте.

Мы побывали в этом уникальном месте и побеседовали с владельцем. Среди его друзей — отец Super Mario Сигеру Миямото, продюсер The Legend of Zelda Эйдзи Аонума и создатель Dragon Quest Юдзи Хори. Все они становились гостями "84", куда однажды во время визита в Японию сможете попасть и вы.

 

 

Добрый день! От лица GameMAG.ru хочу поблагодарить вас за предоставленное время! Скорее всего, иностранные любители видеоигр не очень хорошо знают о вашем бэкграунде, поэтому давайте начнем с краткого представления.

Меня зовут Тору Хасимото. Я родился в 1962 году в префектуре Хёго, расположенной в регионе Кансай — это рядом с Осакой и Киото. Сразу после выпуска из университета в 1984 году устроился в Nintendo системным инженером.

 

В 1984 году… прямо как название вашего бара “84”.

Да! И еще первый иероглиф моей фамилии тоже читается как “hashi” (то есть “84”). И палочки для еды по-японски называются “hashi”… Тут очень много совпадений и ассоциаций с названием бара (смеется). Даже не помню, какие из них пришли на ум до открытия заведения, а какие после.

 

Получается, вы начали работать в Nintendo примерно во время выпуска консоли Famicom.

Да, её начали продавать на территории Японии в 1983 году, так что я попал в компанию сразу на следующий год.

В Nintendo я оставался почти до самого конца основного жизненного цикла Super Famicom до 1995 года. Ушёл как раз до запуска Nintendo 64.

После этого я много лет трудился в компании SARUGAKUCHO, которая специализировалась на тюнинге игр. Я провел там около 20 лет до 2017 года. Чуть ранее, в 2015 году, параллельно с основной деятельностью я открыл этот бар “84”.

 

Давайте дальше пойдем по порядку. Расскажите подробнее, чем именно вы занимались в Nintendo, над какими играми или продуктами компании успели поработать?

Я не могу сказать, что моей основной работой в Nintendo была непосредственно разработка игр как кодинг. Первое время я играл в прототипы и готовящиеся новинки, а затем делился своими идеями о том, как лучше изменить те или иные аспекты, чтобы определенные игры стали еще интереснее.

На поздних этапах мы также помогали с дебаггином игр перед релизом. Если точнее, мне удалось поработать над такими проектами, как Mother 2 (Earthbound) для SNES, Donkey Kong Country для SNES, Kirby’s Block Ball для Game Boy и Yoshi’s Island для SNES. Также я участвовал в разработке самых первых игр серии Pokemon для Game Boy и некоторых других.

 

Какие из них вам запомнились больше всего?

Mother 2 наверное, самый тяжелый проект, над которым я работал. Yoshi`s Island одна из самых любимых игр. Ну и, наверное, Kirby’s Ball.

Забавно, что я предсказывал провал Pokemon в продажах (смеется). Думал “Ну как дети могут запомнить имена всех 150 разновидностей монстров? Это слишком серьезный барьер!”. Такое мнение у меня появилось сразу после знакомства с концептом.

 

 

Консоль Famicom быстро стала невероятно популярной в Японии. Первое время сотрудники Nintendo даже помогали магазинам электроники реализовывать её простым покупателям на местах. Фото выше было сделано 24 декабря 1984 года. Молодой Тору стоит за кассой и консультирует посетителей. Источник: Tokyo Shimbun.

 

Если не секрет, по какой причине вы решили уйти из Nintendo? По вашим рассказам, это прямо такая работа мечты для многих фанатов видеоигр. Что же случилось?

“Это не то, чем я хочу заниматься” (смеется). Вот с такими мыслями я однажды проснулся, и уже не мог избавиться от них, пока не ушел из компании. Дальше началась эра SARUGAKUCHO.

 

Вы упоминали, что SARUGAKUCHO специализируется на тюнинге игр. Это не просто дебаггинг, верно? 

Давайте я попробую объяснить… В большинстве компаний процесс тестирования и дебаггинга игр, а также сбора впечатлений происходит уже после завершения основной стадии разработки незадолго до релиза готового продукта.

Иногда такая схема работает нормально, однако случается и так, что тест-группы присылают разработчикам очень полезные советы, требующие времени и денег для реализации, но уже поздно время вышло.

Так вот тюнинг-компании, вроде SARUGAKUCHO, плотно сотрудничают с разработчиками и издателями с самого начала планирования их игр непосредственно с момента создания концепта и до самого завершения производства и попадания игры на полки магазинов. Иногда мы также помогаем с дизайном определенных товаров, планированием и организацией тематических мероприятий, маркетингом и многим другим. Можно сказать, что это почти консалтинг в рамках индустрии (смеется).

 

Я читал, что в момент основания SARUGAKUCHO вы как раз решили перебраться в Токио. Почему именно сюда?

Не совсем так. Изначально я переехал в столицу, чтобы работать в Marigul Management компании, которую совместно капитализировали Nintendo (40%) и Recruit (60%). Это было в начале 1996 года.

Компания нанимала разработчиков игр и финансировала их новые проекты. Один из отделов как раз и занимался оценкой и тюнингом игр.

В 1997 году наш отдел стал самостоятельной компанией собственно, SARUGAKUCHO, где я занимал место генерального директора почти 20 лет.

Чуть позже я также успел побывать в должности директора EDIT-MODE фирмы по выпуску предметов одежды на основе игровых лицензий.

 

Выходит, что вы не разрывали связи с Nintendo, даже когда решили её покинуть!

Все верно. Более того, лично Сигеру Миямото рекомендовал меня в новую компанию и советовал перебраться в Токио. Он был моим наставником в Nintendo.

 

Тору Хасимото в 1997 году. SARUGAKUCHO располагала тогда всего парой комнат.

 

С кем вы успели поработать через SARUGAKUCHO?

Изначально, конечно, это была сама Nintendo. Первыми играми, с которыми мы помогали, стали Hey You, Pikachu! (N64), Custom Robo (N64), Doshin the Giant (64DD, GC) и Cubivore: Survival of the Fittest (動物番長) (GC).

Через некоторое время другие издатели начали связываться с нами для сотрудничества Bandai, SEGA… А еще позже подтянулись и остальные платформодержатели Sony и Microsoft.

 

Бывшие соперники стали новыми друзьями?

Нет, у меня всегда были друзья из разных игровых компаний (смеется).

Многие фанаты ошибочно считают, что есть какая-то кровная вражда между платформодержателями.

 

А как же истории про то, как, например, Sony "мстила" Nintendo, скупала эксклюзивы и "подговаривала" разработчиков не выпускать свои игры на платформах Nintendo после неудавшегося аддона PlayStation для Super Famicom?

Это уже корпоративная политика, но на самом деле у всех платформодержателей есть одна общая цель предоставить хорошие игры своим потребителям.

Так что если говорить о разработчиках… можно прийти в офис Sony и увидеть её сотрудников, даже менеджеров, в футболках с Марио или логотипами Nintendo в этом нет ничего необычного. Так было и раньше, и есть сейчас.

В офисе Nintendo сотрудники тоже играют в игры на PlayStation и других платформах. Поэтому вне работы все очень хорошо дружат между собой.

 

Вашей компании SARUGAKUCHO приходилось “менять” концепты чужих игр с ног на голову?

Разное было. Встречались даже проекты с готовой боевой системой и движком, где нужно было поменять жанр, например, на пазл, и это шло им на пользу.

Также были случаи, когда игры не добирались до релиза по разным причинам бюджет, железо или плотный график издателя. Даже интересно, сколько очень перспективных проектов так и пылятся на полках...

 

Chu-Mon логотип и маскот SARUGAKUCHO, который разработала Ацуко Нисида бывшая художница студии Game Freak. Именно она придумала внешний вид таких покемонов, как Пикачу, Иви и Чармандер.

 

Как Вам пришло на ум открыть свой бар после 20 лет руководства SARUGAKUCHO? Опять совет от Миямото (смеется)?

Голос Бога (смеется). Я просто работал как обычно, и вдруг внезапно решил, что хочу заниматься чем-то связанным с едой.

 

А как родилась идея сделать непосредственно бар с входом по членству только для людей, имеющих отношение к индустрии?

Вообще, изначально такой идеи не было. У меня и опыта работы с едой даже не было если не считать, что во времена учебы в университете я подрабатывал в ресторане официантом.

Поэтому сначала я пошел к гадалке за советом о лучшем времени для открытия кафе или ресторана. Мне ответили через год. Это время я провел в раздумьях о самом главном для такого места еде.

Потом позвал знакомую, которая очень хорошо готовила, “по-домашнему”, а первыми клиентами стали друзья и коллеги по основной работе. Вот так и вышло, что концепт сложился сам собой под влиянием окружения, которое у меня было на тот момент.

 

Вы упоминали, что сотрудники разных компаний, даже конкурирующих между собой, очень дружелюбны друг к другу. А что происходит во время посиделок в “84” после пары стаканов горячительных напитков?

Все обычно становятся еще дружнее (смеется). После тяжелого дня никто не хочет говорить о работе, все хотят просто расслабиться и хорошо провести время вместе.

 

Какие у разработчиков из числа ваших гостей предпочтения? Что они любят пить?

Обычно это пиво, вино, highball и другие самые стандартные напитки. Слишком крепкую выпивку мы не продавали.

Но скажу, что многие известные люди вообще не употребляют алкоголь. Например, Сигеру Миямото из Nintendo или Юдзи Хори из Square Enix (создатель серии Dragon Quest). Даже не знаю, кто из известных разработчиков очень много пьет...

 

А как же SUDA51 и другие экстравагантные деятели японской индустрии?

Не помню, приходил он сюда или нет, но раньше мы с ним часто собирались на ужин. Если подумать, то многие выходцы из Capcom любят выпить, но это скорее часть культуры людей из Осаки.

 

Часто ли молодые разработчики приходили сюда, чтобы посоветоваться с ветеранами по поводу своих идей и рабочих проектов?

Такое тоже было, но обычно гости обсуждают более личные темы кого-то достало начальство, и они решают, как им быть дальше, у кого-то проблемы романтического плана, кто-то размышляет на тему развода или поднимает денежные вопросы как платить за университет своих детей или зарплату сотрудникам своей новой студии. “84” это бар, где даже известные разработчики могут вести себя просто как обычные люди.

 

Тору Хасимото в свой последний рабочий день в SARUGAKUCHO. 2017 год.

 

В начале 2020 года вы приняли решение закрыть свой первый бар. Это было еще до того, как пандемия переросла в глобальную проблему. Что произошло?

Я чувствовал что придет “корона”... Шучу (смеется). Все немного проще: мы закрыли первоначальный бар 30 января 2020 года по причине увольнения нашего повара, без которой это место перестало быть прежним. Поэтому я решил прекратить существование бара в прежнем формате и попробовать что-то другое.

Идея состояла в том, чтобы перезапустить бар для большего числа гостей, ведь мы находимся в токийском районе Сибуя, где каждый день отдыхают не только японцы, но и иностранные туристы, которые любят японскую культуру и игры. А “84” стал своего рода уникальным музеем здесь можно увидеть множество вещей со времен моей работы в Nintendo, а также подарки представителей разных студий, аналогов которым нет. Это оригинальные рисунки, мерчендайз, редкие копии игр и аксессуаров. Но нормально перезапуститься нам помешала пандемия.

Поэтому пока мы работаем только по предварительной записи и не можем продавать алкоголь.

 

 

GameMAG один из старейших игровых порталов России. Его создатели и многие читатели как раз выросли на играх, представленных у вас в баре.

Всем разработчикам, которые здесь отдыхали, было бы очень приятно это услышать. Но тут у нас выставлены в основном подарки от моих довольно близких друзей, поэтому, например, в зале ничего нет по сериям игр Final Fantasy или Monster Hunter. С ними я достаточно поработать не успел, а создателей этих серий не решался позвать просто так, потому что я довольно стеснительный человек. Так что где-то 80% всего в баре имеет отношение к Nintendo.

 

Подобное место будет настоящим открытием для любителей ретрогейминга. А что вы думаете про интерес к ретро и как относитесь к современным играм?

Я понимаю, о чем вы спрашиваете, но не уверен что этот вопрос несет какой-то смысл.

Например, игры серии Super Mario выходят уже более 30 лет на различных платформах. Сам Марио менялся с каждой игрой как в плане способностей, так и особенностей внешнего вида. Конечно, можно спорить, какой образ был лучше, но в конечном итоге каждый из них хорош. С условным Микки Маусом история та же.

С играми аналогичная история: если кому-то понравилась новая игра про Марио, то этот же человек, возможно, с интересом поиграет и в более ранние игры про Марио. Или наоборот будет ждать следующие.

Еще более простой пример музыка. Например, мне, как и многим людям моего поколения, нравится “Битлз”, и для меня всегда эта группа будет особенной, но я также слушаю и более современную музыку.

 

А что насчет современных игр? Во что вы сейчас играете, что вам понравилось в последние годы?

Больше всего я сейчас играю в Ring Fit Adventure, очень качественная вещь, да еще и полезная для здоровья. Из более традиционных The Legend of Zelda: Breath of the Wild. Жду вторую часть в следующем году. Только где найти достаточно времени, чтобы проходить такие масштабные приключения... На PlayStation 4 очень приятно удивила Detroit: Become Human наверное, одна из лучших сюжетных игр на моей памяти.

 

В последние годы в Японии и на азиатских рынках главным трендом стали мобильные гача-игры. Некоторые за день приносят больше прибыли издателям, чем дорогие ААА-игры за весь свой жизненный цикл. Что вы об этом думаете?

Если честно, я не отношусь к ним как к “полноценным” играм, поэтому и вреда они не должны нанести. С другой стороны, если 20-30 лет назад обычному человеку было проще найти время, чтобы сесть перед телевизором и хорошенько поиграть в новенький консольный хит, то сейчас у молодого поколения даже телевизоров дома нет. Netflix многие смотрят на телефонах, а игры на телефоне обычно нацелены на более короткие сессии и хорошо сочетаются с современным быстрым образом жизни.

Проблема в том, что даже такие хитовые мобильные игры, как Puzzle & Dragons и Monster Strike вряд ли кто-то вспомнит через 10 лет они хороши для убивания времени, но не оставляют глубоких впечатлений как “полноценные” игры с консолей.

В то же время для “полноценных” игр всегда будет место на рынке, так что я оптимистично отношусь к будущему индустрии.

 

Как вы думаете, что будет с индустрией через 20-30 лет? Мы будем продолжать играть “на железе” или все переедет в “облака”? Как будут чувствовать себя компании с богатым наследием, вроде Nintendo?

Через 20-30 лет? Да, скорее всего, все уже будет “в облаке”, и у этого есть как плюсы, так и минусы.

Что же касается Nintendo, я уверен, что и через 50 лет у неё все будет замечательно.

Эта компания выпускает качественные продукты вне зависимости от доступных в её распоряжении вычислительных мощностей. Первостепенное значение имеет очень тонкий подход к геймдизайну и представлению своих проектов конечному потребителю. При этом игры уже не единственная деятельность Nintendo.

Сейчас она расширяет свое присутствие в развлекательном мире с помощью кино и тематических парков. У неё точно всё будет хорошо.

Технологии VR и AR продолжат развиваться, но, возможно, лучше проявят себя в других сферах за пределами игр, хотя все в руках молодых разработчиков (смеется). Впрочем, в этом плане моим прогнозам лучше не верить. Я говорил, что Game Boy и Pokemon никогда не станут массовыми продуктами. Правильно у меня получилось предугадать только провал Virtual Boy (смеется).

 

Хочется понадеяться, что что пандемия скоро закончится и все смогут спокойно путешествовать. Как обычному туристу из России зарезервировать столик в вашем игровом кафе?

На данный момент сайт для резервации доступен только на японском языке, но ближе к концу года мы планируем открыть обновленный с поддержкой большего количества языков. А пока вы можете следить за обновлениями в моих социальных сетях (Twitter, Instagram).

Мне бы хотелось, чтобы больше людей из России могли приехать сюда и хорошо провести время, но давайте оставим общую безопасность в приоритете.

 

Спасибо вам за беседу!

Вам спасибо!

 

Читайте также: "Основной платформой в России является ПК - Steam": Большое интервью с продюсером Tales of Arise Юсукэ Томидзавой.

Подписывайтесь на наш Telegram канал, там мы публикуем то, что не попадает в новостную ленту, и следите за нами в сети:

Telegram канал Новости Новости   Дзен
Выберите эмоцию которую вызвал материал:
Вам понравился материал? Расскажите о нем друзьям!
Читайте также другие материалы:
Комментарии (19)
ASarafanov
ASarafanov 38.01 30.11.2021 22:39 удалён
5

Интересно было почитать)

bat_dmitry
bat_dmitry 247.79 30.11.2021 22:42 удалён
6

тоже хочу в Японию no

DimanRuZz
DimanRuZz 7.3 30.11.2021 22:43 удалён
5

Спасибо за материал! indecision

Taelsien
Taelsien 72.88 30.11.2021 22:45 (изменен) удалён
4

Спасибо, было интересно почитать! Крутой мужик и барчик душевный, посетить бы!

Поржал про Капкомовцев, ТАК ВОТ почему у них качество туда-сюда скакало во времена ПС360, это просто бухло некачественное было!enlightened

Черт, тут с ним не могу не согласиться, всё чётко разложил. Но мне бы его оптимизм, что мобилки не навредят и всё будет ок в будущем:

В последние годы в Японии и на азиатских рынках главным трендом стали мобильные гача-игры. Некоторые за день приносят больше прибыли издателям, чем дорогие ААА-игры за весь свой жизненный цикл. Что вы об этом думаете?

Если честно, я не отношусь к ним как к “полноценным” играм, поэтому и вреда они не должны нанести. С другой стороны, если 20-30 лет назад обычному человеку было проще найти время, чтобы сесть перед телевизором и хорошенько поиграть в новенький консольный хит, то сейчас у молодого поколения даже телевизоров дома нет. Netflix многие смотрят на телефонах, а игры на телефоне обычно нацелены на более короткие сессии и хорошо сочетаются с современным быстрым образом жизни.

Проблема в том, что даже такие хитовые мобильные игры, как Puzzle & Dragons и Monster Strike вряд ли кто-то вспомнит через 10 лет они хороши для убивания времени, но не оставляют глубоких впечатлений как “полноценные” игры с консолей.

В то же время для “полноценных” игр всегда будет место на рынке, так что я оптимистично отношусь к будущему индустрии.

BARULICK-sama
BARULICK-sama 48.41 30.11.2021 22:52 удалён
2

НИНТЕНДОБОЯМ БЫ ПОУЧИТЬСЯ.

TheTinkino
TheTinkino 24.01 30.11.2021 22:53 (изменен) удалён
5

Отличное интервью, прочитал с удовольствием.

Когда-нибудь я посещу Японию и хотелось бы посетить заведение и какую-нибудь знаменитость там застать.

P.S: фото с футболкой Батистуты - футболист заходил в заведение? Или просто с тех времен, когда Нин были спонсором Фиорентины? Сам давно думаю взять себе футболку, но никак не закажу.

 

LeonStrife
LeonStrife 531.75 30.11.2021 22:57 (изменен) удалён
1

Спасибо за отличный материал - топовый и ламповый дяденька с отличным баром-музеем.

Из более традиционных The Legend of Zelda: Breath of the Wild. Жду вторую часть в следующем году.

С учётом того кто(продюсер The Legend of Zelda Эйдзи Аонума ) ходит в бар, мне кажется вам дали инсайд о том как будет называться новая Зельда. )

SkyerIst
SkyerIst 1265.94 30.11.2021 22:59 удалён
0

@LeonStrife тут вроде без сюрпризов :)

Nick_Rimer
Nick_Rimer 13.9 30.11.2021 23:04 удалён
2

Хотел бы там побывать! Спасибо за материал

Zellel
Zellel 0.09 30.11.2021 23:20 удалён
3

Спасибо за интервью. Всегда интересно читать о деятелях индустрии, тем более японской.
Ну и бар выглядит просто отменно! 

Nexikus
Nexikus 64.47 30.11.2021 23:22 удалён
1

Молодцы парни, порадовали старика данной статейкой, огромное вам спасибо, было очень интересно почитать, ажно самому захотелось побывать в этом заведении.devil 

TamTam
TamTam 54.64 30.11.2021 23:49 (изменен) удалён
1

А о какой вражде может идти речь, если Нинка в портативе безусловный лидер со времен Gameboy, а в  стационаре идут своей дорогой(привет, Wii)

Capcom любят выпить, но это скорее часть культуры людей из Осаки.

Ясно. Свои люди живут в Осаке. smiley

Azzy
Azzy 124.64 01.12.2021 08:43 удалён
1

Отличная статья, Рёше большое спасибо  👍🏼 

Ryosha
Ryosha 2.24 01.12.2021 09:05 удалён
5

@TheTinkino нет это просто ништяки для сотрудников. Для примера в Ракутене всем раздают мерч с Барселоной)

Azzy
Azzy 124.64 01.12.2021 09:29 (изменен) удалён
2

@Ryosha с фиорентиной круче, там и сама футболка огонь, и Батистута. Хотя для фанатов барсы наверное путь в Ракутен сразу лежит =) 

У меня вооще сть желание собрать все футболки с игровыми спонсорами. Кроме фиорентины был же Арсенал с Дримкастом и отдельно с Сегой. У Атлетико была Bandai спонсором, а у кого-то из французов была PlayStation. 

Linkkun
Linkkun 3.26 01.12.2021 09:55 удалён
3

Шикарное интервью, спасибо! Мечтаю побывать в этом прекрасном баре 😍

JeanMichael
JeanMichael 1.14 01.12.2021 13:22 удалён
3

Пасибки, интересно! Ради таких штук и захожу почиткать Гамаг.devil

Gauwoof
Gauwoof 51.69 01.12.2021 14:47 удалён
3

Спасибо за интервью!

Надо ехать уже в Японию:) 

RyuSparda
RyuSparda 4.2 01.12.2021 20:19 удалён
4

Отличный материал. На владельца подписался, заскочу по возможности как откроют Японию для туристов

Чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться.
Еще нет аккаунта? Регистрируйтесь!